Новости по теме

Приняты поправки об «управлении сетями связи» по требованиям Генпрокуратуры

Генпрокуратура получает полномочия по «управлению сетями связи» в случае «массового» распространения противоправной информации. К такой информации теперь могут быть отнесены и сведения, распространение которых ограничил лично президент.

30 июля 2024 года Госдума приняла во втором и третьем чтениях законопроект № 506252-8, который первоначально был посвящен блокировкам треш-стримов (подробнее о них см. здесь). Ко второму чтению в него были внесены поправки, касающиеся и совершенно других тем, связанных с регулированием интернета.

Прежде всего, значительные изменения вносятся в закон «О связи». Новая ст. 65.2 этого закона посвящена «управлению сетями связи» на основании требования генерального прокурора России или его заместителей. Предусмотрено, что Генпрокуратура может посылать Роскомнадзору требовования об «управлении» сетью связи в случае обнаружения «массового или неоднократного распространения информации», полномочиями по блокировке которой Генпрокуратура обладает в соответствии со ст. 15.3 федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В требованиях Генпрокуратура будет указывать, в отношении каких ресурсов в интернете будет осуществляться «управление» при помощи технических средств противодействия угрозам (ТСПУ), в течение какого периода и на какой территории — на всей России, в отдельном регионе или на его части, а также «иные особенности управления сетью связи», в том числе «сведения о применении мер по ограничению доступа» к ресурсу через ТСПУ. При этом могут применяться «регламенты определения угроз и меры по их устранению, в том числе случаи управления техническими средствами противодействия угрозам и передачи обязательных к выполнению указаний».

Таким образом, если раньше Генпрокуратура обладала полномочиями по блокировке отдельных ресурсов, то теперь во взаимодействии с Роскомнадзором она сможет переходить к «управлению сетями». Судя по тексту закона, оно может быть не ограничено блокировкой одного ресурса при помощи ТСПУ, а включать и другие меры (к которым, вероятно, относятся перенаправление, частичное замедление трафика и т. п.) Таким образом, как мы полагаем, могут быть реализованы масштабные мероприятия, вплоть до частичных шатдаунов интернета — ограниченные отдельными крупными ресурсами (видеохостингами, мессенджерами, соцсетями) и, географически, отдельными территориями России.

Одновременно ужесточаются требования к операторам связи. Изменения в п. 5.2 ст. 46 закона «О связи» предусматривают обязанность всех интернет-провайдеров осуществлять пропуск трафика «на присоединенные сети связи» через ТСПУ. До сих пор провайдеры могли этого не делать в тех случаях, когда пропуск трафика через ТСПУ обеспечивал «взаимодействующий оператор связи» (например, первичный провайдер, через которого работает провайдер вторичный).

По новому п. 5.2-1 той же статьи, все провайдеры должны будут предоставлять Роскомнадзору «информацию, позволяющую идентифицировать средства связи и пользовательское оборудование (оконечное оборудование)» (то есть MAC-адрес) пользователей со всей страны, из отдельного региона или из его части.

Закон также корректирует положения о лицензировании в области оказания услуг связи, которые были приняты в 2023 году и должны были вступить в силу с 1 сентября 2024 года. В частности, помимо обязательного теперь для всех интернет-провайдеров лицензионного требования о соблюдении схемы пропуска трафика через ТСПУ, для отдельных услуг связи правительство России сможет включать в перечень лицензионных требований соответствие сетей и средств связи «требований... для проведения оперативно-разыскных мероприятий». Обновленные правила выдачи лицензий должны будут вступить в силу с 1 декабря 2024 года; при этом положение поправок 2023 года о прекращении действия лицензии за «несоблюдение схемы пропуска трафика» через ТСПУ оставлено без изменения и вступает в силу с 1 сентября 2024 года.

Кроме того, расширяется перечень информации, которую Генпрокуратура может блокировать во внесудебном порядке по ст. 15.3 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Помимо вышеупомянутых треш-стримов, в него вносится «информация, содержащая сведения, распространение которых ограничено актами Президента Российской Федерации». Возможность ограничения доступа к информации по президентским актам вносится также в ст. 9 этого закона.

Ужесточаются и требования к информационным системам. С одной стороны, из государственных информационных систем запрещается передавать данные в системы, не соответствующие требованиям о защите информации. С другой стороны, всевозможные информационные системы госоррганов, госпредприятий и госучреждений, должны будут в обязательном порядке соответствовать тем же требованиям о защите информации, которые предъявляются к государственным системам.


Ссылки на данную статью [1]