Новости по теме

Фонд развития гражданского общества предлагает изменить способы контроля над информацией в сети

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

22 мая 2013 года стало Фонд развития гражданского общества обнародовал доклад "Фильтрация контента в Интернете. Анализ мировой практики", в котором, в частности, даны рекомендации по улучшению регулированию интернет-контента в России.

Авторы доклада Станислав Апетьян, Андрей Ковалев, Александр Файб делают обзор мировой практики методов регулирования и фильтрации контента в интернете и определяют место России в общем ряду. Россия относится к континентальной модели ограничений в Сети, полагают авторы. При этом российский закон о "черных списках интернет-сайтов" основан на опыте британской системы фильтрации нежелательного контента. Но оператором реестра запрещенных сайтов в Великобритании выступает негосударственный фонд, а блокировка сайтов осуществляется при помощи двухэтапного механизма, что позволяет избежать избыточного блокирования сторонних сайтов. Подобную систему, считают они, следует ввести и в России: ведение реестра необходимо передать от Роскомнадзора, Роспотребнадзора и ФСКН специально созданной неправительственной организации..

"Сейчас способ блокировки сайтов в законах и подзаконных актах прописан весьма туманно, – заявил один из авторов доклада Станислав Апетьян, – и надо его изменить, так как блокировка должна идти по URL-адресу страницы, а не по IP-адресу".

Эксперты фонда призывают также доработать существующее антиэкстремистское законодательство: "Призывы к насилию в отношении конкретных лиц, будь то полиция или участники протестных митингов, надо блокировать, но так, чтобы не было проблем с функционированием соцсетей".

Депутат Государственной Думы Роберт Шлегель, член комитета по информационной политике, полагает, что в комитете ведется работа по доработке законодательства в сфере интернета и что правоприменительная практика в отношении закона о досудебной блокировке сайтов уже выявила, что механизм нуждается в доработке.

"Есть смысл вернуться к вопросу о том, как наиболее эффективно блокировать сайты с запрещенной в России информацией. Сейчас механизм блокировки регулируется подзаконными актами, и, прежде чем вносить изменения в закон, надо посоветоваться с представителями отрасли. Если отдать экспертизу некоммерческой организации, вопрос в том, что это будет за организация: в самой интернет-индустрии вокруг этого есть много дискуссий. Хочу отметить, что пока действия Роскомнадзора, который на данном этапе принимает решение о досудебной блокировке сайтов, индустрия считает вполне профессиональными, моя точка зрения совпадает с представителями отрасли", — отметил Шлегель.