22 декабря 2015 года был запущен проект "Санация права". Участники общественного совета рекомендуют, помимо прочего, отменить закон о криминализации "оскорбления религиозных чувств".
22 декабря 2015 года было объявлено о запуске проекта "Санация права". Он представляет собой продукт работы общественного совета, который намерен анализировать российское законодательство "исходя из принципов прав человека и основ функционирования гражданского общества, вне идеологических или политических пристрастий" и обосновывать необходимость отмены "наиболее одиозных и наносящих вред законов". В совет вошли политик Владимир Ашурков, бизнесмен и меценат Борис Зимин, вице-президент Transparency International Елена Панфилова, адвокат и публицист Владимир Пастухов, руководитель Международной правозащитной группы "Агора" Павел Чиков, писатель Григорий Чхартишвили (Борис Акунин), правозащитник и публицист Ирина Ясина, в работе совета также принимал участие экономист Сергей Гуриев.
В числе законов, которые "Санация права" уже рекомендовала к отмене, – "закон Лугового" о внесудебных блокировках и закон об уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих. Последнему общественный совет посвятил отдельное заключение, в котором называет его противоречащим Конституции.
Совет отмечает, что активное обсуждение необходимости введения уголовного наказания за "святотатство" началось после акции Pussy Riot в храме Христа Спасителя и нескольких актов вандализма по отношению к православным святыням, которые произошли после вынесения приговора по делу.
По мнению "Санации права", закон ввел в УК и КоАП крайне размытые понятия, определения, не имеющие правовых критериев и не раскрытые в самом законе (на что указывал и Верховный суд): "богослужения", "мировоззренческая атрибутика", "предметы религиозного почитания", "религиозная литература", "публичное осквернение", "верующие", "религиозные чувства". Спорные понятия при принятии закона не были исчерпывающе определены, тем самым была создана возможность для их произвольной и расширительной трактовки. При этом, отмечает совет, в российском законодательстве уже есть достаточный инструментарий для защиты интересов верующих, и новый закон пересекается по смыслу с уже существующими статьями УК о хулиганстве, вандализме, уничтожении памятников культуры, надругательстве над телами умерших, оскорблении.
Члены совета считают, что закон противоречит принципам светского государства, закрепленным в Конституции России, поскольку вводит дополнительные меры защиты "религиозных чувств" общественной группы "верующие", "в том числе требуя от светского права регулирования действий, преступная составляющая которых определяется только их направленностью на десакрализацию". В "Санации права" также уверены, что он направлен на ограничение конституционных прав и свобод: свободы слова, свободы совести, свободы творчества; он размывает границу между свободой слова и свободой совести и может спровоцировать конфликты на религиозной почве.
По мнению совета, практика применения закона показывает, что он стал рычагом давления на художников и журналистов со стороны религиозных организаций и государства. В частности, "оскорбление религиозных чувств" стало поводом для предупреждений СМИ со стороны Роскомнадзора, в том числе в связи с публикацией скандальных карикатур Charlie Hebdo. В качестве другого примера приводится скандал с оперой "Тангейзер" в Новосибирском академическом театре оперы и балета.
"Несмотря на то что новые нормы законодательства, введенные анализируемым законом, в первые два года после вступления их в силу применялись лишь в единичных случаях, закон активно используется для введения цензуры в интернете и средствах массовой информации, а также действует как рычаг давления на художественное сообщество. Закон противоречит российской Конституции, национальному и международному законодательству и наносит реальный вред развитию свободы слова в России. Введенные законом поправки и новые нормы должны быть отменены", – заключает "Санация права".