Новости по теме

Злоупотребления апеллированием к антиэкстремистскому законодательству со стороны общественных объединений

За последнее время участились случаи безосновательных апелляций к антиэкстремистскому законодательству со стороны общественных движений, по большей части коммунистических партий и объединений, которые и сами нередко становятся жертвами слишком широкого или неверного толкования закона "О противодействии экстремистской деятельности".

Называя экстремизмом то, что таковым по закону не является, можно достичь еще большего расширения и без того слишком широкого толкования понятия "экстремизм".


27 декабря 2007 года несколько инициативных групп жителей Москвы, протестующих против точечной застройки, при поддержке активистов КПРФ и Авангарда красной молодежи, обратились с заявлением в прокуратуру Москвы, требуя возбудить уголовное дело в отношении мэра Москвы Юрия Лужкова и его заместителя Владимира Ресина в связи с экстремистской деятельностью. Поводом для обращения послужило то, что мэрия уклоняется от проведения круглого стола по вопросам точечной застройки. По мнению подателей жалобы, отказываясь от диалога с москвичами, мэрия тем самым "подталкивает их к противоправным действиям" и разжигает социальную рознь.

Во-первых, остается не вполне ясным, по отношению к какой именно социальной группе Лужков и Ресин разжигают социальную рознь, во-вторых, равнодушие и бездействие, в котором обвиняются чиновники, экстремизмом не является.


В октябре 2007 года КПРФ обратилась в Генпрокуратуру с требованием привлечь к ответственности за экстремистские высказывания лидера "Единой России" Грызлова. Поводом послужило его выступление в "Российской газете" от 17 октября под названием "Путин остается лидером России", в котором он заявил: "именно 2 декабря 2007 года будет решен вопрос о лидере страны. Таким лидером является, должен быть - и будет - Владимир Путин", а также, что "все возможности будут задействованы, чтобы страной продолжил руководить Владимир Путин" и "Роль Владимира Путина как лидера будет надежно гарантирована партией "Единая Россия". Коммунисты посчитали, что любые попытки оставить Владимира Путина у власти неконституционны, и в случае их реализации возможны нарушения закона, в том числе и применение насилия, что может быть квалифицировано по ст. 278 УК РФ "Насильственный захват власти или насильственное удержание власти". Одновременно коммунисты попросили провести проверку действий Грызлова на предмет возбуждения в отношении него уголовного дела по ст. 280 УК РФ "Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности" и в случае отсутствия оснований для привлечения его по этой статье, вынести ему предостережение о недопустимости экстремистской деятельности. Через два месяца Генпрокуратура отреагировала на запрос, ответив, что никаких нарушений в словах Грызлова найдено не было.

В данном случае ключевым является утверждение КПРФ, что высказывание Грызлова (возможно и противоречащее духу и букве Конституции) подпадает под пункт определения экстремистской деятельности, включающий именно насильственный захват власти. Это утверждение, по нашему мнению, есть некое домысливание возможных последствий слов лидера "Единой России", а поэтому и под определение экстремизма эти слова не подпадают.


21 января 2008 года обком КПРФ потребовал у прокуратуры Свердловской области проверить на предмет экстремизма высказывания одного из региональных лидеров "Единой России" Андрея Русакова, предложившего распустить региональную организацию коммунистов в связи с тем, что в список партии вошли "миллионеры-олигархи, капиталисты, предприниматели, которые дискредитируют КПРФ". По мнению коммунистов, это высказывание является разжиганием социальной розни, так как "Утверждение о том, что представители данной группы могут дискредитировать какую-либо политическую партию, а также повлиять на существование регионального отделения партии однозначно содержит негативную оценку социальной принадлежности указанных лиц. Предполагается неполноценность либо непригодность людей, являющихся предпринимателями, для участия в политической жизни".

Здесь налицо намеренное перенесение негативной оценки, содержащейся во фразе, с собственно коммунистов на "капиталистов".


30 января 2008 года межрегиональная организация "Коммунисты Петербурга и Ленобласти" обратилась в Генпрокуратуру с просьбой проверить содержание фильма "В.И. Ленин. Что скрывали мифы?", транслировавшегося 22 и 23 января на телеканале ТВЦ, "на наличие экстремизма, призывов к разжиганию социальной и межнациональной розни, запретить фильм к показу по телевидению, привлечь его создателей, продюсеров и заказчиков к установленной законом ответственности". Межнациональная рознь, по мнению коммунистов, содержится в акцентировании и негативной оценке национальности Ленина, а социальная - в выстраивании в фильме системы "разжигания ненависти и нетерпимости к социалистическим идеям, коммунистическому движению России, ко всем последователям ленинской идеологии". Кроме того, по мнению подателей жалобы, фильм провоцирует зрителя на вандализм в отношении памятников и изображений Ленина, а также насильственные действия против сторонников Ленина.

Об этом случае мы можем судить лишь на основании заявления КПЛО, так как не видели сам фильм. Тем не менее, из заявления становится понятно, что нарушения, найденные ими в фильме, либо таковыми не являются, либо не подходят под определение экстремизма. Негативная оценка национальности Ленина (даже если она имела место) не достаточный повод для возбуждения уголовного дела. Обвинения в социальной ненависти выглядят надуманными, так как не приводится ни одного конкретного примера. Кроме того, сторонники идеологии Ленина не являются социальной группой, а возбуждение идеологической ненависти не предусмотрено статьей 282. Что же касается обвинения в провоцировании вандализма, то из текста заявления понятно, что прямых призывов к нему в фильме нет, а речь идет лишь о возможных косвенных последствиях, к которым, по мнению авторов заявления, может привести просмотр фильма.

Ссылки на данную статью [2]