24 декабря 2012 года стало известно об очередном конкурсе на заключение контракта на мониторинг СМИ, объявленном Роскомнадзором. Организация, которая получит право на проведение мониторинга, должна выявлять материалы, нарушающие российское законодательство, в том числе экстремистские материалы, фиксировать их и проводить первичную экспертно-аналитическую оценку. В будущем году, помимо стандартных функций, во исполнение закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребуется выявлять информацию, подпадающую под действие этого закона, и осуществлять мониторинг периодических интернет-СМИ с использованием автоматического программно-аппаратного комплекса (ПАК).
Роскомнадзор осуществляет мониторинг с 2009 года. Эффективность его неочевидна: по данным Центра "Сова", в 2007 и 2008 году, до начала проведения мониторинга, ведомство вынесло 43 "антиэкстремистских" (включая 7 неправомерных) и 28 (включая 6 неправомерных) предупреждений российским СМИ соответственно, а после того, как Роскомнадзор стал проводить его, – 33 предупреждения в 2009 году (из них не менее 15 неправомерных), 28 предупреждений в 2010-м (из них 10 неправомерных) и 25 – в 2011-м (также минимум 10 неправомерных). То есть мониторинг никак не отразился ни на количестве вынесенных Роскомнадзором предупреждений, ни на их качестве: доля неправомерно вынесенных предупреждений остается сравнимой. Тот факт, что активность ведомства остается примерно на одном уровне, на наш взгляд, свидетельствует о том, что для нормальной работы Роскомнадзора не требуется привлечения дополнительных сил и средств, и в мониторинге нет особого смысла.
Нельзя исключить, что результаты проводящегося мониторинга используются и в иных целях, например, для каких-то исследований. Однако широкой публике это неизвестно.