14 марта 2014 года в истории нижней палаты российского парламента произошел любопытный казус. В Госдуму был внесен законопроект без ведома депутата, от имени которого он был подан.
14 марта 2014 года в Госдуму от имени депутата от "Справедливой России" Ильи Пономарева был внесен законопроект "О запрещении пропаганды русофобии в Российской Федерации". Документ был оформлен по всем правилам, под ним стояла подпись Пономарева, однако подал его помощник депутата. Сам Пономарев находился в это время в Новосибирске, где баллотируется на пост мэра.
В представленном документе было указано, что задачей законопроекта является "развитие правового механизма предупреждения и пресечения пропаганды русофобии на территории Российской Федерации". При этом под таковой пропагандой подразумевалось "распространение в средствах массовой информации, а также путем проведения публичных шествий, пикетирований, собраний, митингов, или сбыта специфической атрибутики, печатных, изобразительных, видео- и аудиоматериалов, недостоверной негативной информации, направленной на формирование отрицательного отношения к России или к русским, а также русскому языку, культуре, государственности". Эта во всех отношениях сомнительная и игнорирующая все мыслимые права и свободы формулировка, содержавшаяся в ст. 2 законопроекта, полностью противоречила ст. 3 документа. В последней указывалось, что "не могут быть объектом запрещения личные взгляды человека", а "запрещение пропаганды русофобии не должно ограничивать права граждан на свободу мысли и слова, печати, уличных шествий и иных публичных мероприятий, объединение в общественные организации". В ст. 3 говорилось также, что "настоящий закон не распространяется на научное, литературное, художественное и иное творчество, если оно направлено не на оправдание или распространение русофобии, а на ее изучение и объективное освещение".
Автор документа предлагал дополнить КоАП ст. 20.3.1, в соответствии с которой пропаганда русофобии в СМИ, а равно на публичных митингах, собраниях должна караться штрафом в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административным арестом на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения для граждан, штрафом в размере от одной тысячи до четырех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения для должностных лиц, штрафом в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения для юридических лиц.
Сочетание содержания ст.ст. 2 и 3 законопроекта производило впечатление абсурда и вызывало подозрение, что речь идет о шутке, однако, подчеркнем еще раз, законопроект был внесен в нижнюю палату по всем правилам и был опубликован на думском сайте, да и до первого апреля оставалось еще две недели.
15 марта 2014 года с утра Пономарев, обнаружив в СМИ и соцсетях информацию о новой законодательной инициативе, заявил, что законопроекта такого в Госдуму не вносил и считает происшедшее провокацией. Депутат счел возможным обратиться к Сергею Нарышкину и отозвать законопроект, поскольку под документом стояла именно его подпись. Заместитель главы аппарата Госдумы Юрий Шувалов подтвердил, что законопроект был официально отозван.
Остается выразить радостное удивление, в связи с тем, что подложный (по крайней мере, по версии Пономарева) и абсурдный по сути законопроект не был принят Госдумой, и надежду на то, что подобное не случится в будущем. Отметим также, что в контексте сегодняшней политической ситуации отличить истинную законодательную инициативу от шуточной практически невозможно.