В Генпрокуратуре ответили на вопросы РНБ, вызванные иском читателя.
В мае 2017 года Российская национальная библиотека (РНБ) опубликовала текст письма заместителя начальника управления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Алексея Жафярова с разъяснениями относительно иска известного литературоведа Михаила Золотоносова к библиотеке.
Золотоносов оспаривал действующие в РНБ приказы, запрещающие выдачу книг, признанных экстремистскими, иначе чем по письменному запросу надзорных, контролирующих и правоохранительных органов. Он указывал, что закон о противодействии экстремистской деятельности не содержит запрета на чтение запрещенных материалов в библиотеке, а запрещает лишь их массовое распространение, а закона, который ограничивал бы доступ ограниченного круга лиц (например, читателей библиотеки) к запрещенным материалам, не существует. Золотоносов также утверждал, что приказы директора нарушают право читателей библиотеки на информацию, гарантированное ст. 29, ч. 4 Конституции РФ и ч. 1 ст. 8 федерального закона об информации. Однако суд отклонил иск, указав, что предоставление библиотекой экстремистских материалов будет их распространением, то есть действиями, направленными на передачу информации неопределенному кругу лиц, что понимается как множественность лиц.
В Генпрокуратуре же сообщили, что "выдача библиотеками экстремистских материалов читателям является их распространением и запрещена законом". Отвечая на вопрос относительно выдачи запрошенной Золотоносовым книги, имя автора и название которой совпадают с таковыми у книги, включенной в Федеральный список экстремистских материалов, но прочие выходные данные различаются, в ведомстве также отметили, что основными индивидуализирующими признаками информационных материалов являются их наименование и автор. Таким образом, с точки зрения Генпрокуратуры, запрещенными следует считать любые издания материалов, признанных экстремистскими. "В случае достаточной обоснованности" мнения о различиях в смысловой направленности разных изданий книги одного автора с одним и тем же названием, их сверку могут провести уполномоченные подразделения государственных органов по борьбе с экстремизмом, считают в Генпрокуратуре.
Вместе с тем, ведомство никак не прокомментировало противоречие между экстремистским законодательством и законом "О библиотечном деле", который обязывает библиотеки выдавать читателю любые документы из фондов.