21 февраля 2006 г. стало известно об очередном уголовном деле, косвенно связанным с карикатурным скандалом. На этот раз дело по ст. 282 УК РФ было возбуждено Алтайской краевой прокуратурой.
Поводом для этого стал один из комментариев к письму Росохранкультуры о недопустимости публикации рисунков, "изображающих в шаржевом виде первообразы мировых религий". Письмо было опубликовано на сайте агентства "Банкфакс" 17 февраля 2006 г., в тот же день один из читателей новости оставил на сайте свой комментарий, в котором, как утверждается, был приведен "принцип римского права в отношении наказания за богохульство", а затем была процитирована заметка из одной из аргентинских газет, "содержащая ряд жестких оценок имевших место в последние дни нападений на посольства в мусульманских странах, а также высказался по поводу двойных стандартов в оценках конфликтов на религиозной почве".
19 февраля 2006 г. представитель редакции "Банкфакс" был вызван на беседу в прокуратуру Алтайского края на том основании, что прокуратура в лице помощника крайпрокурора Валерия Зиястинова, посчитала, что комментатор "в уничижающих национальное и религиозное достоинство выражениях высказывался в адрес мусульман". "Полагаю, что подобная публикация, а также ее автор должны быть оценены в рамках уголовного процесса," - отметил В.Зиястинов в своем рапорте крайпрокурору Александру Кочергину. А.Кочергин поручил опросить по этому поводу сотрудников агентства "Банкфакс", а также направил поручение ГУВД Алтайского края по установлению личности комментатора. К прокуратуре присоединилась руководитель подразделения управления Росохранкультуры по СФО, прибывшая в Барнаул в экстренную командировку. 18 февраля 2005 г. была начата поверка на соблюдение в деятельности агентства требования ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".
Редакция сайта "приняла решение до прояснения данного вопроса ограничить доступ к тексту комментария".
21 февраля 2006 г. прокуратура Алтайского края закончила проведение проверки и возбудила уголовное дело по ст. 282 УК РФ.
Подозреваемым в рамках данного уголовного дела выступает автор комментария, а основная деятельность следствия будет состоять в установлении его личности. Состав подозреваемых и впоследствии обвиняемых по делу в ходе расследования может существенно измениться. 21 февраля 2006 г. по данному уголовному делу начались допросы свидетелей.
Комм. В этой истории самым примечательным является то, что "комментарии к новостям" - это способ интерактивного общения СМИ со своей аудиторией, фактически - интернет-форум, площадка свободного обмена мнениями, к которому редакция издания практически не имеет отношения. Оставить комментарий может любой читатель новости - причем, даже не регистрируясь. Каким образом прокуратура собирается искать "подозреваемого", остается полной загадкой, как загадкой остается и то, почему прокуратура общалась с редакцией "Банкфакса". Следуя этой логике, если, например, кто-нибудь оставит подобный комментарий на сайте краевой прокуратуры, для объяснений должен быть вызван сотрудник прокуратуры.
С другой стороны - эта инициатива алтайской краевой прокуратуры вполне отвечает духу инициированных Государственной Думой поправок к антиэкстремитскому законодательству. И следующим шагом в следственной практике, видимо, должно стать привлечение к ответственности провайдера, при помощи которого осуществлялась связь между изданием и анонимным автором комментария. Особенно, если учесть, что, в соответствии с уже действующим законодательством "экстремистским", в частности, считается "...предоставление для осуществления указанной деятельности ... телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств" (ст.1 ч.4 действующего Закона "О противодействии экстремистской деятельности").