15 декабря 2008 года в Казани было возбуждено уголовное дело, а 14 января 2009 — предъявлено обвинение Иреку Муртазину, бывшему пресс-секретарю президента Татарстана. Он обвиняется по ч.2 ст.129 (клевета), ч.1 ст.137 (нарушение неприкосновенности частной жизни), п. "а" ч.2, ст.282 (возбуждение социальной ненависти с угрозой применения насилия) УК РФ.
Дело по интересующей нас статье о возбуждении ненависти было заведено по совокупности текстов, опубликованных Муртазиным в 2007-2008 годах в Интернете, текстов октябрьских выпусков газет "Казанские вести", "Наши казанские вести", а также книги "Минтимер Шаймиев: последний президент Татарстана".
Муртазину инкриминируется то, что он якобы разделил общество на две социальные группы: власти Татарстана и все остальные, и возбуждал ненависть к первой из них.
Как сказано в тексте постановления о привлечении Муртазина в качестве обвиняемого, он "отрицательно оценивая деятельность лиц, занимающих ответственные посты в исполнительной и законодательной власти республики, противопоставил население власти, приписав последней ложные негативные характеристики, беспочвенно обвинив властные структуры в коррумпированности, нарушении законов, правовом нигилизме, в способствовании наркотизации, алкоголизации населения, выталкивании его в сектантские группы и преступность, в разрушении экономической системы в следствии ущербного управления, в совершении ими действий преступного характера, в виновности президента РТ М.Ш.Шаймиева в развязывании войны в Чеченской Республике".
Во-первых, сам факт того, что власти названы социальной группой, уже позволяет нам считать неправомерным факт привлечения Муртазина по ст. 282 УК.
Во-вторых, мы внимательно изучили текст постановления о привлечении в качестве обвиняемого и не нашли там ни одного убедительного аргумента. В нем приводится большое количество вырванных из контекста цитат из Муртазина, но ни одна из них не подходит под описанные обвинения.
По сути, Муртазину не инкриминируется ничего, кроме критики татарстанских властей, а некоторые претензии выглядят абсурдно.
Например, автор, по утверждению следователя, обвиняет власти в алкоголизации и наркотизация общества, а в приводимой цитате из Муртазина говорится лишь о том, что эти явления, "как ни чудовищно", "выгодны власти". А "обвинения" Шаймиева в "развязывании войны" в Чечне на деле оказались рассуждениями на тему статуса республики Татарстан и неудавшейся попытки Чечни получить такой же статус.
15 января 2009 года Ирек Муртазин подал жалобу в Вахитовский районный суд Казани с требованием признать постановление о привлечении в качестве обвиняемого незаконным и необоснованным.
Отметим, что возбуждение уголовного дела является лишь частью кампании давления на журналиста.
Соб. инф.