Новости по теме

Санкции в отношении руководителей образовательных учреждений. Часть 3

В марте 2008 года Рособразование (позднее упраздненное и переформированное в Минобрнауки) снабдило все российские школы пакетами лицензионного программного обеспечения, в которые входит программа контентной фильтрации доступа в интернет. Как оказалось, эта программа не справляется с поставленной задачей, что было выяснено в результате прокурорских проверок по всей стране. 

Совершенно очевидно, что вина за то, что школьники, несмотря на фильтры доступа, имеют возможность посещать со школьных компьютеров неонацистские и другие неподобающие сайты, лежит не только на школах, не обновляющих с необходимой регулярностью программное обеспечение, но и на Минобрнауки, установившем недостаточно эффективный продукт. Отметим, что далеко не все пункты Федерального списка экстремистских материалов оформлены таким образом, что их можно использовать как руководство к действию (иногда, если речь идет о сайте, его адрес может быть отражен не полностью или даже вовсе отсутствовать, а названия книг и статей приводятся без выходных данных). 

Кроме того, мы не можем не отметить, что сама по себе идея бороться при помощи фильтров с экстремизмом в школах нам кажется неверной. Во-первых, любой фильтр может быть при желании обойден, а во-вторых, в принципе невозможно составить исчерпывающий список адресов и ключевых слов.

Тем не менее, прокуратуры повсеместно и регулярно наказывают за это местных чиновников и руководство школ. Мы считаем, что за несовершенство системы контентной фильтрации должно отвечать Минобрнауки, а нерадивость руководства школ, не обновляющих программу, - проблема скорее трудовой дисциплины, чем охраны правопорядка.

Мы объединили подобные случаи в единый список, первая часть которого охватывает период с декабря 2009 по июнь 2011, а вторая часть - период с июля 2011 года по июнь 2012-го. Продолжение этого списка - перед вами. 


  • 25 ноября 2013 года прокуратура Курганской области сообщила, что прокуратурой Мокроусовского района внесены представления в адрес директоров двух местных школ с требованием об устранении нарушений закона и привлечении виновных к ответственности. Поводом послужило то, что установленные на школьных компьютерах программы не обеспечивали полной блокировки запрещенной информации.

  • 22 ноября 2013 года прокуратура ЗАТО Новоуральск Свердловской области сообщила о представлениях, внесенных директорам школ с. Тарасково и д. Починок. Поводом для санкций стало то, что со школьных компьютеров имелся доступ к материалам, включенным в Федеральный список. Из новости прокуратуры следует, что нарушение выявлено при проверке фильтрации контента, то есть фильтры на компьютерах имелись.

  • 22 ноября 2013 года стало известно о представлении, внесенном директору Морткинской средней школы Кондинского района ХМАО-Югры прокуратурой Кондинского района в связи с тем, что, несмотря на имеющиеся контент-фильтры, со школьных компьютеров был возможен доступ к запрещенным материалам, в частности, фильмам "Вечный жид" и "Россия с ножом в спине 2".

  • 21 ноября 2013 года прокуратура Республики Алтай сообщила, что прокуратурой Майминского района в Майминский районный суд направлено исковое заявление с требованием обязать МБУК "Межпоселенческая центральная библиотека" установить на компьютерах контент-фильтр, в полной мере ограничивающий доступ посетителей к запрещенной информации, поскольку имеющаяся система контент-фильтрации с задачей не справляется.

  • 20 ноября 2013 года прокуратура ХМАО-Югры сообщила о внесении представлений об устранении нарушений законодательства в адрес администрации 21 образовательного учреждения в Нижневартовске (в результате к дисциплинарной ответственности привлечено 14 должностных лиц), а также филиала №4 МБУ "Городская централизованная библиотека". Поводом послужило то, что с компьютеров учреждений был возможен доступ к запрещенной информации. Мы полагаем, что в данном случае контент-фильтрация производилась, но не обеспечивала полной защиты.

  • 19 ноября 2013 года прокуратура Ставропольского края сообщила об актах прокурорского реагирования по результатам проверки исполнения законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию. В частности, Георгиевская межрайонная прокуратура установила, что с компьютеров в библиотеках и компьютерных классах 13 школ имелся доступ к запрещенным сайтам. Из сообщения прокуратуры следует, что на компьютерах были установлены контент-фильтры, поскольку случай их отсутствия описан отдельно. Прокуратура края сообщила также об отсутствии контент-фильтров в Горнозаводской спецшколе закрытого типа; при этом школьные компьютеры не подключены к интернету. Характер санкций не уточняется.

  • 18 ноября 2013 года прокуратура Удмуртии сообщила, что прокуратурой Каракулинского района внесены представления об устранении нарушений законодательства в адрес директоров пяти местных школ и направлено шесть исковых заявлений к образовательным учреждениям в Сарапульский районный суд. Поводом послужило то, что, несмотря на установленную на школьных компьютерах систему "Родительский контроль", доступ к запрещенной информации блокировался не полностью. Суд удовлетворил требования прокуратуры и обязал школы принять меры для ограничения доступа к запрещенным сайтам, виновные должностные лица были привлечены к дисциплинарной ответственности.

  • 14 ноября 2013 года прокуратура Вологодской области сообщила, что прокуратура Череповца внесла представления в адрес директоров четырех местных школ. Сообщается, что несмотря на то, что все общеобразовательные учреждения города с 2011 года подключены к региональному узлу контентной фильтрации, блокировка запрещенного контента осуществлялась не полностью.

  • 12 ноября 2013 года стало известно о представлении, внесенном директору детской библиотеки ЦБС Островского района Костромской области прокуратурой Островского района Костромской области. Поводом для санкции, в частности, стало то, что установленные на библиотечном компьютере фильтры не работали "надлежащим образом" и давали доступ к экстремистским материалам.

  • 11 ноября 2013 года прокуратура Санкт-Петербурга сообщила, что прокуратура Василеостровского района обратилась в суд с исковым заявлением с требованием обязать администрацию "Центральной библиотечной системы Василеостровского района" исключить доступ несовершеннолетних к экстремистским материалам в сети. Поводом послужило то, что установленная на компьютерах Центральной районной детской библиотеки и Юношеской библиотеки им. Н. Островского система "Родительский контроль", не работала.

  • 7 ноября 2013 года Кингисеппская городская прокуратура Ленинградской области сообщила о двух представлениях, внесенных директорам школ города (номера не указаны) в связи с тем, что со школьных компьютеров имелся доступ к запрещенным сайтам. Из сообщения прокуратуры не вполне ясно, были ли установлены на компьютерах контент-фильтры, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие.

  • 6 ноября 2013 года стало известно о представлениях, внесенных директорам Борисоглебской школы № 1 и Юркинской школы прокуратурой Борисоглебского района Ярославской области. Поводом для санкций стало то, что контент-фильтры, установленные на школьных компьютерах, "не в полной мере" блокируют доступ к запрещенным материалам.

  • 31 октября 2013 года прокуратура Брянской области сообщила, что прокуратура Мглинского района 24 протеста с требованием отменить регламент доступа к сети Интернет, введенный в 24 школах района. Как указывает прокуратура, "пунктом 2.9 данного локального правового акта предусмотрено, что в связи с невозможностью техническими и программными средствами добиться полной фильтрации ресурсов сети Интернет вследствие их частого обновления образовательное учреждение не несёт ответственности за случайный доступ к подобной информации". С точки зрения прокуратуры, это положение противоречит закону "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", согласно которому доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", в местах, доступных для детей, предоставляется при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. С нашей точки зрения, противоречия здесь нет. Утвердив такой регламент, школы не сложили с себя обязательства по принятию мер, ограничивающих доступ детей к опасной информации, они лишь подстраховались, справедливо указав на несовершенство технических средств фильтрации. Напомним, идеальных контент-фильтров не существует. В связи с регламентом прокуратура района также внесла представление начальнику Мглинского районного отдела образования с требованием устранить нарушения законодательства и привлечь к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц. Акты прокурорского реагирования находятся в стадии рассмотрения.

  • 24 октября 2013 года прокуратура Санкт-Петербурга сообщила, что прокуратура Невского района внесла два представления в адрес в адрес директора средней школы №512 и администрации Невской центральной библиотечной системы. Поводом послужило то, что фильтры, установленные на компьютерах в школе №512, а также в Библиотеке №2 им. Ф.Абрамова и Детской библиотеке №11, не в полной мере обеспечивали блокировку доступа к экстремистским сайтам.

  • 23 октября 2013 года прокуратура Заринска Алтайского края сообщила о представлении, внесенном директору одной из школ города, которое было вызвано тем, что контент-фильтры на школьных компьютерах "не в полной мере" исключали доступ к запрещенной информации. В частности, проверяющие сумели открыть сайты с текстам песен группы "Коловрат" и книгой "Древняя Ведическая Русь Основа Сущего".

  • 21 октября 2013 года прокуратура Ленинградской области сообщила, что Киришской городской прокуратурой было внесено 8 представлений в адрес руководителей местных образовательных учреждений. Поводом послужило то, что с компьютеров, установленных в классах информатики, имелась возможность доступа к экстремистским сайтам. Из сообщения не вполне ясно, были ли установлены на компьютерах контент-фильтры, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие.

  • 21 октября 2013 года прокуратура Саратовской области сообщила, что прокуратурой Саратовского района было внесено представление в адрес директора средней школы поселка Дубки. Поводом послужило то, что контент-фильтр, установленный на школьных компьютерах не в полной мере справлялся с задачей.

  • 3 октября 2013 года прокуратура Ставропольского края сообщила, что прокуратура Степновского района внесла представления об устранении нарушений законодательства в адрес директоров девяти школ (СОШ №№ 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 14 и НОШ № 1) и начальника отдела образования районной администрации. Сообщается, что в результате к дисциплинарной ответственности было привлечено 14 лиц, выявленные нарушения были устранены. Поводом для внесения представлений послужило то, что контент-фильтры, установленные на школьных компьютерах, не в полной мере ограничивали доступ к экстремистским материалам.

  • 27 сентября 2013 года появилась информация, что Данковская межрайонная прокуратура Липецкой области внесла представление директору школы № 1 Данкова. Поводом для санкций стало "несвоевременное обновление" системы контент-фильтрации, что позволило проверяющим из прокуратуры прочитать с школьных компьютеров текст некоей песни, включенный в Федеральный список экстремистских материалов.

  • 27 сентября 2013 года стало известно о шести искам прокуратуры Шебалинского района Республики Алтай к директорам школ района об ограничении доступа к экстремистским материалам. Поводом для исков стало то, что со школьных компьютеров был возможен доступ к запрещенным материалам, по мнению прокуратуры, из-за "непринятия исчерпывающих мер для ограничения доступа". Шебалинский районный суд прекратил производство по этим делам в связи с добровольным исполнением требований истца.

  • 6 сентября 2013 года стало известно, что прокуратура Курчалоевского района Чеченской Республики внесла восемь представлений директорам школ района: № 1, 2, 3 Майртупа, № 1 и 4 Бачи-Юрта, № 1 и 2 Цоци-Юрта, № 3 Курчалоя и возбудила в отношении них восемь дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 6.17 КоАП (нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию). Поводом для санкций стало то, что со школьных компьютеров был возможен доступ к экстремистским материалам. Из сообщения не вполне ясно, были ли установлены на компьютерах контент-фильтры, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие.

  • 28 августа 2013 года прокуратура Тверской области сообщила, что прокуратура Конаковского района обратилась в суд с иском о признании незаконным бездействия администрации девяти школ района (вечерней средней школы города Конаково, средних школ № 1-7, 9 города Конаково, Вахонинской, Мокшинской, Старомелковской, Козловской, Новозавидовской, Редкинской, Дмитровогорской, Завидовской средних школ) "в части необеспечения защиты учеников от информации, не совместимой с задачами воспитания и образования". Поводом послужило то, что контент-фильтры, установленные на школьных компьютерах, не справлялись с задачей. По сведениям прокуратуры, после обращения прокурора в суд нарушения были устранены.

  • 26 августа 2013 года прокуратура Республики Татарстан сообщила, что прокуратурой Алексеевского района были объявлены предостережения о недопустимости нарушений законодательства о противодействии экстремистской деятельности 25 образовательным учреждениям района. Поводом послужило то, что установленные на компьютерах учреждений контент-фильтры не в полной мере ограничивают доступ к запрещенной информации в сети.

  • 18 июля 2013 года стало известно о представлениях, внесенных Буденновской межрайонной прокуратурой Ставропольского края директорам школ № 3, 4, 5 Буденновска и № 3, 6, 15 Буденновского района, а также соответствующим отделам образования. Поводом для санкций стало то, что, несмотря на установленные контент-фильтры, с компьютеров, установленных в школах, был возможен доступ к экстремистским материалам.

  • 17 июля 2013 года прокуратура Сретенского района Забайкальского края сообщила о выявленном "факте ненадлежащего функционирования системы фильтрации" в школе района, в частности, позволявшего доступ к книге Гитлера "Майн кампф". Санкции прокуратуры не уточняются.

  • 8 июля 2013 года прокуратура Калужской области сообщила, что прокуратура Сухиничского района внесла представления об устранении нарушений законодательства в адрес администрации Стрельненской общеобразовательной школы, Фролово-Горетовской основной общеобразовательной школы и средней школы № 2. Поводом послужило, в частности, то, что контент-фильтры, установленные на школьных компьютерах не препятствовали доступу к экстремистским материалам. Сообщается о наложении на виновных дисциплинарных взысканий.

  • 5 июля 2013 года стало известно, что администрация средней школы в городе Чагода Вологодской области была оштрафована мировым судом по иску прокуратуры Чагодощенского района на 20 тысяч рублей по ч. 2 ст. 6.17 КоАП РФ (нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию). Поводом послужило то, что система контент-фильтрации, установленная на школьных компьютерах, не справлялась с задачей, и учащиеся имели доступ к информации экстремистского и порнографического содержания в сети.

  • 2 июля 2013 года прокуратура Курской области сообщила о требованиях о запрете доступа к экстремистской информации, выдвинутых к директорам 27 школ Курской области в 16 районах в связи с тем, что на школьных компьютерах не была установлена "надлежащая" система контентной фильтрации (вероятнее всего, это означает, что контент-фильтры в школах имелись).

  • 1 июля 2013 года стало известно о том, что прокуратура Тахтамукайского района Республики Адыгея внесла 15 представлений и принесла 3 протеста. Поводом, по крайней мере, для части санкций стало то, что компьютеры органов местного самоуправления администраций населенных пунктов района не были снабжены контент-фильтрами. Инцидент включен в данную подборку, так как органы местного самоуправления вообще не должны устанавливать системы контентной фильтрации, поскольку не являются образовательными учреждениями.

  • 28 июня 2013 года стало известно о 12 представлениях, которые прокуратуры Ленинского, Заднепровского и Промышленного районов Смоленска внесли руководителям вузов города. Поводом для представлений стало то, что в библиотеках и компьютерных классах 12 высших учебных заведений имелся доступ к экстремистским материалам. Информация о наличии или отсутствии в этих вузах системы контент-фильтрации не приводится.

  • 27 июня 2013 года стало известно о представлении, внесенном прокуратурой Чкаловского района Екатеринбурга директору гимназии № 39 Екатеринбурга, а также о 21 предостережении, объявленном прокуратурой руководству школ района. Поводом для санкций стало то, что установленные на компьютерах в гимназии контент-фильтры не препятствовали доступу к двум сайтам, содержащим запрещенные материалы.

  • 26 июня 2013 года прокуратура Кировского района Ярославля сообщила представлениях, внесенных директорам ярославских школ № 42 и 43. Поводом для санкций стало то, что контент-фильтры на школьных компьютерах не соответствовали "установленным требованиям" и позволяли доступ к экстремистским материалам.

  • 27 июня 2013 года прокуратура Республики Калмыкия сообщила, что прокуратурой Целинного района внесены представления об устранении нарушений законодательства в адрес директоров местных образовательных учреждений. Поводом послужило то, что система контент-фильтрации, установленная на компьютерах образовательных учреждений, не пресекала доступ к ссылкам на экстремистские материалы.

  • 26 июня 2013 года прокуратура Ярославской области сообщила, что прокуратурой Кировского района в адрес директоров школ №№ 42 и 43 были внесены представления об устранении нарушений законодательства о защите детей от негативной информации, распространяемой в сети. Поводом послужило то, что установленная на школьных компьютерах система фильтрации не в полной мере справлялась с задачей.

  • 21 июня 2013 года стало известно о представлении, внесенном прокуратурой Батецкого района Новгородской области председателю комитета образования администрации Батецкого муниципального района. Поводом для санкций стало то, что с компьютеров в школе деревни Городня был возможен доступ к экстремистским материалам. Из сообщения не вполне ясно, были ли установлены на компьютерах контент-фильтры, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие.

  • 20 июня 2013 года прокуратура Целинного района Республики Калмыкия сообщила о представлениях, внесенных директорам районных школ (точное число не сообщается), в связи с тем, что установленные на школьных компьютерах контент-фильтры не препятствовали доступу к экстремистским материалам.

  • 17 июня 2013 года стало известно об иске прокуратуры Коношского района Архангельской области в Коношский районный суд Архангельской области к школе поселка Коноша с требованием обеспечить школьные компьютеры контент-фильтрами, исключающими доступ учеников к экстремистским материалам. По мнению прокуратуры, в школе была "не исключена возможность" посещения запрещенных сайтов. Ответчик удовлетворил исковые требования добровольно. Из сообщения об иске не вполне понятно, были ли установлены фильтры на школьных компьютерах, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие.

  • 17 июня 2013 года стало известно, что прокуратура Ревды Свердловской области внесла представления директорам Ревдинского педагогического колледжа и Ревдинского многопрофильного техникума в связи с тем, что несмотря на установленные на компьютерах учебных заведений контент-фильтры, с них был возможен доступ к экстремистским материалам.

  • 10 июня 2013 года прокуратура Турковского района Саратовской области сообщила о 10 представлениях, внесенных директорам школ Турковского района. Поводом для санкций стало то, что установленные на школьных компьютерах контент-фильтры "не в полной мере" предотвращали доступ к экстремистским материалам.

  • 31 мая 2013 года стало известно, что прокуратуры Нолинского, Белохолуницкого, Даровского, Яранского, Верхнекамского, Тужинского районов Кировской области, Ленинского района Кирова внесли ряд представлений директорам школ и направили исковые заявления в суд. Поводом для санкций стало то, что установленные на школьных компьютерах контент-фильтры не блокировали доступ к экстремистским материалам.

  • 30 мая 2013 года прокуратура Смоленской области сообщила, что прокуратурой Промышленного района Смоленска были внесены представления об устранении нарушений законодательства об образовании и о противодействии экстремизму в адрес руководителей семи высших учебных заведений района. Поводом послужило, в частности, то, что с компьютеров, установленных в вузах, был возможен доступ к материалам, признанным экстремистскими, и отсутствовал Федеральный список экстремистских материалов. Представления находятся на стадии рассмотрения. Информация о наличии или отсутствии в этих вузах системы контент-фильтрации не приводится.

  • 29 мая 2013 года стало известно, что прокуратура Добринского района Липецкой области внесла представления директорам Мазейской и Петровской школ района и руководителю Добринской центральной межпоселенческой библиотеки. Представления внесены в связи с тем, что установленные на школьных и библиотечных компьютерах контент-фильтры "не блокируют нежелательные ресурсы в полном объеме" и делают возможным доступ к материалам, признанным экстремистскими.

  • 29 мая 2013 года стало известно, что прокуратура Спас-Деменского района Калужской области внесла пять представлений директорам районных школ, в частности, директору школы села Чипляево. Поводом для санкций стало то, что, несмотря на установленные на школьных компьютерах контент-фильтры, у школьников имелся доступ к экстремистским материалам.

  • 27 мая 2013 года прокуратура Московской области сообщила, что прокуратурой Ивантеевки были внесены представления об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремизму в адрес главы города. Поводом послужило то, что система контент-фильтрации, установленная на компьютерах в читальном зале Центральной районной библиотеки им. И.Ф. Горбунова, не в полной мере справлялась с задачей. Как сообщается, представление было рассмотрено и удовлетворено, были приняты меры по устранению нарушений. Мы полагаем, что в данном случае, хотя представление и было адресовано главе городской администрации, дисциплинарные взыскания могут быть возложены на руководство библиотеки.

  • 27 мая 2013 года прокуратура Саратовской области сообщила, что прокуратурой Турковского района были внесены представления об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремизму и привлечении виновных к дисциплинарной ответственности в адрес директоров 10 школ района. Поводом послужило то, что система контент-фильтрации, установленная на школьных компьютерах, не в полной мере справлялась с задачей.

  • 24 мая 2013 года прокуратура ЯНАО сообщила, что прокуратурой Салехарда было внесено 5 представлений об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремизму в адрес директоров МОУ "Средняя общеобразовательная школа №4", МОУ "Средняя общеобразовательная школа №2", МАОУ "Гимназия №1", МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов", ГБОУ СПО ЯНАО "Ямальский полярный агроэкономический техникум". Претензии прокуратуры вызвал низкий уровень эффективности контент-фильтров, установленных на компьютерах учебных заведений, в частности, отсутствие грамотной настройки программного обеспечения. Сообщается, что нарушения были устранены в полном объеме путем формирования руководством учебных заведений "белого списка" сайтов, задействованных в образовательном процессе. К дисциплинарной ответственности было привлечено 9 должностных лиц.

  • 23 мая 2013 года прокуратура ХМАО-Югры сообщила, что прокуратурой города Лангепаса внесены исковые заявления о понуждении большинства школ района заблокировать доступ к экстремистским сайтам, с блокировкой которого не справились установленные на школьных компьютерах контент-фильтры.

  • 22 мая 2013 года прокуратура Кемерова сообщила о представлении, внесенном ректору Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Поводом для представления стало то, что на компьютерах, имеющихся в читальном зале научной библиотеки университета, не были установлены контент-фильтры, что делало возможным доступ к экстремистским материалам. Эпизод включен в нашу подборку, поскольку претензии здесь идентичны обычным претензиям к школам. Кроме того, библиотеки не являются образовательными учреждениями и не включены в программу по обязательной установке систем контентной фильтрации.

  • 8 мая 2013 года прокуратура Пронского района Рязанской области сообщила о представлениях, внесенным директорам Новомичуринской школы № 2 и Пронской школы в связи с тем, что с компьютеров в школьных кабинетах информатики имелась возможность скачивания книги Гитлера "Майн кампф". Из сообщения прокуратуры неясно, были ли на компьютерах установлены контент-фильтры, но мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие. 20 мая 2013 года стало известно, что фильтры на школьных компьютерах были установлены, а текст книги Гитлера проверяющие обнаружили, в частности, в архиве интернета (web.аrchive.оrg).

  • 8 мая 2013 года стало известно о 16 исковых заявлениях об обязании устранить нарушения закона, направленных Ковылкинской межрайонной прокуратурой Республики Мордовия. Поводом для реагирования стало то, что с компьютеров, установленных в проверенных школах, была возможность прочитать экстремистские материалы. Из сообщения прокуратуры следует, что доступ имелся лишь к некоторым запрещенным материалам, что косвенно свидетельствует о наличии контент-фильтров.

  • 30 апреля 2013 года стало известно о представлениях, внесенных прокуратурой Атяшевского района Республики Мордовия директорам Вечерлейской, Козловской и Поселковой средних школ в связи с тем, что несмотря на установленные контент-фильтры, с школьных компьютеров был возможен доступ к экстремистским материалам.

  • 30 апреля 2013 года Солнцевская межрайонная прокуратура Москвы сообщила об иске в Солнцевский районный суд Москвы к станции юных техников "Солнцево", в котором требует установить на компьютеры "функционирующую систему фильтрации". Из сообщения прокуратуры следует, что с компьютеров, имеющихся на станции юных техников, имелся доступ к экстремистским материалам, однако вывод об отсутствии на них контент-фильтров сделать нельзя.

  • 23 апреля 2013 года стало известно о представлениях, внесенных прокуратурой Елецкого района Липецкой области директорам школ школ села Большие Извалы, деревни Хмелицев и села Голиково в связи с тем, что система контентной фильтрации, установленная в кабинетах информатики, "не отвечала в полном объеме требованиям информационной безопасности" и позволяла доступ к экстремистским материалам.

  • 23 апреля 2013 года стало известно о 9 представлениях, внесенных Аткарской межрайонной прокуратурой Саратовской области директорам районных школ. Поводом для санкций стало то, что со школьных компьютеров имелся доступ к экстремистским материалам. Из сообщения прокуратуры неясно, были ли на компьютерах установлены контент-фильтры, но мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие.

  • 18 апреля 2013 года прокуратура Смоленской области сообщила, что прокуратурой Новодугинского района внесены представления о недопустимости нарушения законодательства в адрес директоров 10 местных школ. Поводом послужило, в частности, то, что контент-фильтры, установленные на школьных компьютерах не полностью справлялись с задачей.

  • 17 апреля 2013 года стало известно, что прокуратура Лаганского района Республики Калмыкия направила исковые заявления об ограничении доступа к экстремистским материалам к руководителям 7 школ района. Поводом для исков стало то, что контент-фильтры, установленные на школьных компьютерах, "не ограничивают доступ обучающихся" к запрещенным сайтам. Два исковых заявления удовлетворены, производство по остальным делам прекращено в связи добровольным исполнением требований прокуратуры.

  • 17 апреля 2013 года прокуратура Центрального района Тольятти Самарской области сообщила о представлениях, внесенных директорам тольяттинского колледжа сервисных технологий и предпринимательства, межшкольного учебного комбината Тольятти и школы № 5. Поводом для санкций стало то, что с компьютеров, установленных в учебных заведениях, был возможен доступ к экстремистским материалам. Из сообщения прокуратуры следует, что фильтрация контента производилась, однако ответственные за нее лица "несвоевременно осуществляли" мониторинг и не вносили запрещенные сайты в "черный список". Сообщается также, что прокуратура направила в суд Центрального района Тольятти 48 исковых заявлений о запрете доступа к экстремистским материалам.

  • 17 апреля 2013 года стало известно о 8 представлениях, внесенных прокуратурой Жиздринского района Калужской области директорам школ Жиздринского района. Поводом для санкций стало то, что несмотря на установленные контент-фильтры с школьных компьютеров был возможен доступ к "Майн кампф" А. Гитлера.

  • 9 апреля 2013 года стало известно о представлении, внесенном прокуратурой Перелюбского района Саратовской области начальнику управления образования Перелюбского района. Представление внесено в связи с тем, что установленные на компьютерах в школах района контент-фильтры "не в полной мере" предотвращают доступ к экстремистским сайтам.

  • 4 апреля 2013 года прокуратура Тульской области сообщила о том, что Новомосковской городской прокуратурой были внесены представления об устранении нарушений законодательства в адрес руководителей Новомосковского политехнического колледжа и средней школы №17. Поводом послужило то, что фильтры, установленные на компьютерах образовательных учреждений не в полном объеме блокировали доступ к экстремистским материалам.

  • 4 апреля 2013 года прокуратура Республики Коми сообщила, что прокуратурой Ижемского района было внесено представление об устранении нарушений законодательства в адрес руководителя администрации Ижемского района. По результатам его рассмотрения были привлечены к дисциплинарной ответственности лица, которых сочли виновными в том, что на компьютерах Кельчиюрской и Няшабожской средних школ некачественно осуществлялась фильтрация запрещенного контента.

  • 3 апреля 2013 года стало известно о санкциях (не конкретизированных), примененных прокуратурами Долгоруковского и Добровского районов Липецкой области в отношении ряда директоров районных школ. Поводом для санкций стало то, что правила пользования интернетом в школах не предусматривали ответственность образовательного учреждения за случайный доступ учащихся к экстремистской информации, несмотря на установленные контент-фильтры.

  • 12 марта 2013 года стало известно о представлениях, внесенных прокуратурой Добровского района Липецкой области главе администрации села Доброе и начальнику отдела образования администрации Добровского района. Поводом для санкций стало то, что правила пользования интернетом, утвержденные руководством школы № 2 села Доброе, "фактически слагали" с администрации "ответственность за случайный доступ учащихся к вредоносной интернет-информации". Из сообщения прокуратуры неясно, были ли на школьных компьютерах установлены контент-фильтры, но мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие.

  • 12 марта 2013 года стало известно, что прокуратура Кировского района Уфы (Республика Башкортостан) сообщила, что потребовала от руководства Национальной библиотеки им. Ахмет-Заки Валиди Республики Башкортостан закрыть доступ к сайту с книгой А. Гитлера "Майн Кампф". Это уже вторая за последний месяц претензия к библиотеке им. Ахмед-Заки Валиди. Эпизод включен в нашу подборку, поскольку претензии здесь идентичны обычным претензиям к школам. Кроме того, библиотеки не являются образовательными учреждениями и не включены в программу по обязательной установке систем контентной фильтрации.

  • 1 марта 2013 года стало известно о представлении, внесенном прокуратурой Ононского района Забайкальского края директору муниципальной библиотеки Ононского района. Поводом для представления стало то, что на библиотечном компьютере не были установлены контент-фильтры, что делало возможным доступ к экстремистским материалам. Эпизод включен в нашу подборку, поскольку претензии здесь идентичны обычным претензиям к школам. Кроме того, библиотеки не являются образовательными учреждениями и не включены в программу по обязательной установке систем контентной фильтрации.

  • 26 февраля 2013 года стало известно о четырех представлениях об устранении нарушений законодательства, внесенных прокуратурой Кологривского района Костромской области директорам Ильинской, Колохтской и Ужгутской средних школ Кологривского района Костромской области, и трех исках (рассмотрены и удовлетворены судом в полном объеме). Поводом для мер реагирования стало то, что установленные на компьютерах всех шести школах района контент-фильтры позволили проверяющим получить доступ к экстремистским материалам.

  • 25 февраля 2013 года стало известно, что Ростовская транспортная прокуратура внесла представление об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремизму в адрес администрации техникума Ростовского университета путей сообщения (РГУПС). Поводом послужило то, что контент-фильтры, установленные на компьютерах техникума, не в полном объеме справлялись с задачей. В результате заместитель директора и администратор техникума привлечены к дисциплинарной ответственности.

  • 20 февраля 2013 года прокуратура Карачаево-Черкесской Республики сообщила о том, что прокуратура Прикубанского района республики внесла представление об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремизму в адрес директора средней школы поселка Кавказский. Поводом для внесения представления послужило то, что в школе не осуществлялась "работа программного обеспечения по фильтрации негативной информации", и со школьных компьютеров был возможен доступ к экстремистским материалам. Очевидно, речь идет о неудовлетворительной работе контент-фильтров.

  • 19 февраля 2013 года стало известно, что в 2012 году прокуратура Стерлитамака (Республика Башкортостан) внесла представление в городской отдел образования и направила в суд пять исков об обязании установить программное обеспечение, "в полной мере" ограничивающее доступ к экстремистским сайтам. Санкции были вызваны тем, что с компьютеров, установленных в лицее № 3, гимназии № 1, школах №№ 24, 5, 14 Стерлитамака, имелся доступ к экстремистским материалам.

  • 19 февраля 2013 года стало известно, что прокуратура Нижегородской области внесла представления директорам двух школ города Заволжье Городецкого района Нижегородской области в связи с тем, что установленные на школьных компьютерах контент-фильтры "не исключали полный доступ" к экстремистским материалам.

  • 8 февраля 2013 года прокуратура Магаданской области сообщила, что прокуратура Омсукчанского района обратилась в районный суд с иском об обязании администрации средней школы поселка Омсукчан блокировать доступ учащихся к сайту с запрещенным стихотворением "Прогоните Жида" Владимира Щербина, который не был заблокирован установленными на школьных компьютерах контент-фильтрами. Исковое заявление находится на рассмотрении.

  • 7 февраля 2013 года прокуратура Карачаево-Черкесии сообщила, что прокуратурой Урупского района внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремистской деятельности в адрес директора лицея поселка Медногорский. Поводом для внесения представления послужило, в частности, то, что система контент-фильтрации на лицейских компьютерах не полностью справлялась с задачей.

  • 6 февраля 2013 года стало известно об иске к администрации средней школы № 18 Кинешмы, поданном прокуратурой Кинешмы (Ивановская область) в Кинешемский городской суд. В иске содержится требование ограничить имеющийся с школьных компьютеров доступ к книге Мартина фон Моргана "Русский Террор", внесенной в Федеральный список экстремистских материалов по решению Тверского районного суда Москвы 21 мая 2009 года под номером 433. Прокуратура сообщает также об еще одном судебном иске и трех представлениях об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремизму (подробности этих инцидентов не сообщаются). Из сообщения прокуратуры неясно, были ли на школьных компьютерах установлены контент-фильтры, но мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие.

  • 6 февраля 2013 года стало известно о представлении, внесенном прокуратурой Умётского района Тамбовской области директору умётской средней школы. Поводом для представления стало то, что с одного из школьных компьютеров имелся доступ к экстремистским материалам. Из сообщения прокуратуры неясно, были ли на компьютерах установлены контент-фильтры, но мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие.

  • 23 января 2013 года стало известно, что прокуратура Предгорного района Ставропольского края внесла директору школы № 7 Предгорного района представление об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремизму. Поводом для представления стало то, что установленные на школьных компьютерах контент-фильтры не ограничивали "в полном объеме" доступ к экстремистским материалам.

  • 18 января 2013 года стало известно, что Егорьевская городская прокуратура внесла представление о нарушении закона и привлечении виновных к дисциплинарной ответственности руководителю администрации Егорьевского района (Московская область). Поводом для представления стало то, что установленные в трех школах района контент-фильтры "не обеспечивали ограничение доступа" к экстремистским сайтам.

  • 24 декабря 2012 года прокуратура Чеченской Республики сообщила, что внесла представление об устранении нарушений закона республиканскому министру образования и науки. Поводом для представления стало то, что установленная на компьютерах всех школ республики система контентной фильтрации не обеспечивает "надлежащую фильтрацию" и "не в полной мере" предотвращает доступ к экстремистским сайтам.

  • 19 декабря 2012 года стало известно, что прокуратура Мариинска Кемеровской области направила в суд два исковых заявления, вызванных тем, что контент-фильтры, установленные в школах, "не полностью" блокировали сайты с экстремистскими материалами. Сообщается, что требования прокуратуры ответчиками исполнены.

  • 18 декабря 2012 года прокуратура Бурятии сообщила о том, что Курумканская районная прокуратура направила в Баргузинский районный суд 5 исковых заявлений о понуждении к устранению нарушений законодательства о противодействии экстремизму в адрес администрации Барагханской, Сахулинской и Могойтинской средних школ, а также курумканских средних школ №1 и №2. Поводом послужило то, что контент-фильтры, установленные на школьных компьютерах, не справлялись с задачей должным образом.

  • 18 декабря 2012 года прокуратура города Москвы сообщила о том, что Измайловская межрайонная прокуратура внесла представление об устранении нарушений законодательства в адрес директора ГБОУ СОШ №690. Поводом послужило то, что на школьных компьютерах не была обеспечена полная блокировка доступа к "информационным ресурсам экстремистского содержания". Инцидент включен в подборку, поскольку мы исходим из того, что на компьютерах были установлены контент-фильтры, в противном случае, прокуратура сообщила бы отсутствии таковых.

  • 14 декабря 2012 года стало известно, что прокуратура Белогорского района Амурской области внесла представления директорам в четырех школ района. Поводом для внесения представлений стало то, что установленная на компьютерах в школьных кабинетах информатики система контент-фильтрации "не функционирует", в связи с чем возможен доступ школьников к экстремистским сайтам.

  • 13 декабря 2012 года прокуратура Чечни сообщила о том, что Ачхой-Мартановская межрайонная прокуратура внесла 36 представлений об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремизму в адрес руководителей образовательных учреждений Ачхой-Мартановского и Сунженского муниципальных районов. Поводом послужило то, что контент-фильтры, установленные на компьютерах этих учреждений, не справлялись с задачей, а кроме того, в учреждениях отсутствовал Федеральный список экстремистских материалов. 36 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.

  • 12 декабря 2012 года прокуратура Староминского района Краснодарского края сообщила о представлении, внесенном главе района в связи с тем, что на компьютерах детей-инвалидов, обучающихся на дому дистанционно, через интернет (в рамках национального проекта "Образование"), имелся доступ к экстремистским сайтам и "иным ресурсам не совместимым с задачами обучения и воспитания", а также к социальным сетям. Инцидент включен в эту подборку, поскольку претензии к главе района идентичны выдвигаемым к руководителям образовательных учреждений. К тому же ничего не сообщается о том, что образовательные учреждения устанавливали в рамках проекта "Образование" контент-фильтры на компьютерах детей-инвалидов (и мы исходим из того, что они этого не делали); компьютеры, которыми пользуются дети, находятся в собственности родителей, а родители имеют право посещать любые не запрещенные сайты, в том числе социальные сети. Кроме того, действия несовершеннолетних в данном случае, как нам представляется, находятся в сфере ответственности родителей.

  • 10 декабря 2012 года прокуратура Ярославской области сообщила о том, что прокуратура Переславля-Залесского возбудила два дела по ч.1 ст. 6.7 КоАП (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции) в отношении директоров школ, а также внесла представление об устранении нарушений закона в адрес начальника управления образования города. Поводом послужило, что фильтры, установленные на компьютерах в городских средних школах №2 и №9 и других школах города, не справлялись с задачей.

  • 10 декабря 2012 года прокуратура Республики Алтай сообщила о том, что прокуратура Усть-Канского района внесла представление в адрес руководства Владимировской общеобразовательной школы. Поводом послужило то, что контент-фильтры, установленные на школьных компьютерах, не справлялись с задачей.

  • 30 ноября 2012 года прокуратура Елецкого района Липецкой области сообщила о представлениях, внесенных директорам школ в поселках Елецкий и Соколье, а также в деревне Екатериновка. Поводом для представлений стало то, что установленная на школьных компьютерах система контентной фильтрации "не выполняла свои функции в полном объеме" и давала доступ к экстремистским материалам.

  • 23 октября 2012 года прокуратура Октябрьского округа Омска сообщила об иске об обязании закрыть доступ к информационным ресурсам, содержащим сведения экстремистского характера, к руководству вуза, находящегося на территории округа (название учебного заведения не сообщается, однако, вероятнее всего, это Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, СибГУФК). Иск подан в связи с тем, что с компьютеров в библиотеке и аудиториях вуза имелся доступ к экстремистским материалам. Инцидент включен в данную подборку, так как вузы вообще не должны устанавливать системы контентной фильтрации, поскольку в них обучаются совершеннолетние граждане.

  • 15 ноября 2012 года прокуратура Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа сообщила о представлении, внесенном директору Приобской начальной школы в связи с тем, что доступ учеников к экстремистским материалам был заблокирован не "в полном объеме".

  • 14 ноября 2012 года стало известно о представлениях, внесенных прокуратурой Обнинска Калужской области главе администрации города и директорам 6 школ, и шести исковых заявлениях с требованиями исключить доступ учащихся к экстремистским сайтам. Поводом для реагирования стало то, что установленные на школьных компьютерах фильтры "не в полной мере" ограничивали доступ учащихся к экстремистским материалам. Требования прокуратуры удовлетворены. Прокуратура Калужской области сообщила также об "отсутствии надлежащей системы защиты" в школах Калуги, Ферзиковского, Барятинского, Медынского, Юхновского, Жуковского, Перемышльского, Сухиничского районов, в городах Киров и Людиново Калужской области. Меры реагирования неизвестны.

  • 12 ноября 2012 года прокуратура Костромской области сообщила, что прокуратура Пыщугского района внесла в адрес заведующей отделом образования администрации Пыщугского муниципального района и директоров школ 5 представлений об устранении нарушений закона о противодействии экстремизму. Поводом послужило то, что контент-фильтры, установленные на школьных компьютерах, не справлялись с задачей. Представления прокуратуры были удовлетворены, 7 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.

  • 6 ноября 2012 года прокуратура Советского района Липецкой области сообщила об иске к руководству Липецкого государственного технического университета (ЛГТУ), поводом к которому стало то, что с компьютеров, установленных в вузе, имелся доступ к экстремистским материалам. Суд требования прокуратуры удовлетворил. Инцидент включен в данную подборку, так как вузы вообще не должны устанавливать системы контентной фильтрации, поскольку в них обучаются совершеннолетние граждане.

  • 2 ноября 2012 года стало известно о восьми представлениях и двух предостережениях о недопустимости нарушения закона, внесенных прокуратурой Псковского района Псковской области директорам школ района. Поводом для мер реагирования стало то, что с компьютеров в школьных кабинетах информатики имелся доступ к сайтам, входящим в Федеральный список экстремистских материалов. Из сообщения прокуратуры неясно, были ли на компьютерах установлены контент-фильтры, но мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие.

  • 2 ноября 2012 года Грязинская межрайонная прокуратура Липецкой области сообщила о представлениях, внесенных директорам школ №№ 3, 4 и 6 города Грязи, в которых содержится требование "обновления контент-фильтров", поскольку с компьютеров, установленных в школах, был возможен доступ к экстремистским материалам.

  • 31 октября 2012 года прокуратура Тверской области сообщила о 16 представлениях, внесенных директорам школ области, и 5 исковых заявлениях в суд, связанных с тем, что с компьютеров, установленных в школах, был возможен доступ к экстремистским сайтам. Так, прокуратура Пеновского района внесла представление директору Пеновской школы имени Е.И. Чайкиной. Сообщается, что аналогичные нарушения выявлены в Калязинском, Калининском, Лесном, Сонковском районах, в Московском районе Твери, Ржеве. Из сообщения прокуратуры неясно, были ли на компьютерах установлены контентные фильтры, но мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие.

  • 30 октября 2012 года прокуратура Воронежской области сообщила, что в ряде школ Аннинского, Богучарского, Верхнемамонского и других районов Воронежа, несмотря на установленные контент-фильтры, имелся доступ к экстремистским материалам. Номера школ не сообщаются, меры прокурорского реагирования не уточнены.

  • 24 октября 2012 года стало известно об исках прокуратуры Спировского района Тверской области к директорам школ № 1 и 2 поселка Спирово, школы поселка Красное Знамя и школы села Козлово, поданных в Спировской районный суд Тверской области в связи с тем, что установленные на школьных компьютерах контент-фильтры не препятствовали доступу к экстремистским материалам. Предварительные заседания по искам назначены на 12 ноября 2012 года.

  • 19 октября 2012 года прокуратура Кабардино-Балкарской Республики сообщила о том, что городскими и районными прокуратурами республики внесено 17 представлений об устранении выявленных нарушений законодательства в адрес руководителей образовательных учреждений. Среди прочего, поводом для этих мер послужило и то, что установленная на компьютерах ряда школ (СОШ №№1, 3 и 6 г.Баксана, СОШ №3 с.п.Заюково, образовательных учреждениях Лескенского, Зольского и Чегемского районов) система контентной фильтрации не справлялась с задачей. В начале месяца прокуратура сообщала о мерах, принятых в лишь отношении руководства школ Баксанского и Чегемского районов.

  • 15 октября 2012 года прокуратура Демского района Уфы сообщила, что направила в суд исковые заявления к администрации нескольких школ района с требованием установить контент-фильтры, "в полной мере" ограничивающие доступ к экстремистским материалом с школьных компьютеров. Из формулировки прокуратуры следует, что системы контентной фильтрации в школах имелись.

  • 12 октября 2012 года прокуратура Республики Карелия сообщила о том, что прокуратура Петрозаводска направила в суд 10 исковых заявлений, а также внесла в адрес руководителей образовательных учреждений города 26 представлений об устранении нарушений закона и объявила одно предостережение о недопустимости нарушений закона. Поводом послужило, в частности, то, что контент-фильтры, установленные на компьютерах образовательных учреждений, не справлялись с задачей.

  • 9 октября 2012 года стало известно об иске прокуратуры Большемурашкинского района Нижегородской области к руководителям школ Большемурашкинского района в связи с тем, что несмотря на установленные контент-фильтры, с школьных компьютеров имелся доступ к материалам, включенным в Федеральный список экстремистских материалов, в частности, к книге Муссолини "Мемуары 1942-1943" и текстам группы "Коловрат". Производство по иску прекращено, поскольку ответчик добровольно устранил нарушения закона.

  • 5 октября 2012 года прокуратура Урус-Мартановского района Чеченской Республики сообщила о представлениях, внесенных директорам школ № 4 и № 7 Урус-Мартана в связи с тем, что установленных на школьных компьютерах контент-фильтры "находились в неисправном состоянии" и не блокировали доступ к экстремистским сайтам.

  • 4 октября 2012 года прокуратура Октябрьского района Саратова сообщила о представлениях, внесенных директорам Саратовского колледжа информационных технологий и управления СГТУ и колледжа производственных технологий СГТУ. Поводом для представлений стало то, что установленные на компьютерах в учебных заведениях контент-фильтры "не в полной мере" ограничивают доступ к экстремистским материалам.

  • 1 октября 2012 года прокуратура Калининградской области сообщила о том, что прокуратура Озерского района внесла представление об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремизму в адрес директора основной общеобразовательной школы поселка Ушаково. Поводом послужило то, что контент-фильтры, установленные на школьных компьютерах, не справлялись с задачей.

  • 1 октября 2012 года прокуратура Кабардино-Балкарской Республики сообщила о том, что внесла 8 представлений об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремизму и 9 предостережений в адрес руководства ряда школ города Баксан, Чегемского и Баксанского районов. Поводом послужило то, что контент-фильтры, установленные на школьных компьютерах, не справлялись с задачей.

  • 20 сентября 2012 года стало известно о представлениях, внесенных директорам школы № 1 и техникума им. Лепсе города Павлово Нижегородской области Павловской городской прокуратурой Нижегородской области. Поводом для представлений стало то, что с компьютеров учебных заведений имелся доступ к экстремистским материалам. Из сообщения прокуратуры неясно, были ли на компьютерах установлены контентные фильтры, но мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие.

  • 13 сентября 2012 года стало известно о 6 представлениях в адрес директоров школ и о 6 исковых заявлениях, поданных в суд прокуратурой Верхнебуреинского района Хабаровского края. Поводом для реагирования стало то, что установленные в школах контент-фильтры не препятствуют доступу к экстремистским материалам.

  • 13 сентября 2012 года прокуратура Тамбовского района Тамбовской области сообщила о представлении, внесенном директору филиала цнинской школы № 1 в селе Кузьмино-Гать в связи с тем, что установленные на школьных компьютерах контент-фильтры "не в полной мере" исключался доступ к экстремистским материалам. Кроме того, работники школы не знали о существовании Федерального списка экстремистских материалов и не имели его копии.

  • 6 сентября 2012 года стало известно о представлениях, внесенных прокуратурой Краснинского района Липецкой области директорам школ сел Сотниково, Красное, Гудаловка, Решетово-Дубраво Краснинского района и начальнику районного отдела образования. Поводом для представлений стало то, несмотря на установленные контент-фильтры, что с компьютеров в школьных кабинетах информатики было возможно скачивание книг "Удар русских богов" и "Доктрина фашизма", а также просмотр видео "Россия с ножом в спине".

  • 21 августа 2012 года Тульская транспортная прокуратура сообщила о представлении, внесенном и.о. директора Тульского филиала Московском университете путей сообщения (МИИТ) и об иске в Советский районный суд Тулы в связи с тем, что на компьютерах, установленных в вузе, не была установлена система контентной фильтрации. Инцидент включен в данную подборку, так как вузы вообще не должны устанавливать подобные фильтры, поскольку в них обучаются совершеннолетние граждане.

  • 13 августа 2012 года прокуратура Калужской области сообщила о том, что прокуратура Калуги внесла представления об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремизму в адрес руководства девяти школ города. Поводом послужило то, что контент-фильтры, установленные на школьных компьютерах, не справлялись с задачей. Представления прокуратуры были удовлетворены, восемь должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

  • 25 июля 2012 года Прокуратура Курганской области сообщила о том, что в Дубровинской средней общеобразовательное школе, Просековской средней общеобразовательной школы,  Поповской средней общеобразовательной школе, Лихачевской средней общеобразовательной школе, Мостовской средней общеобразовательной школе и  Яблочновской начальной общеобразовательной школе не была установлена система контентной фильтрации. Прокуратура направила в суд иск с требованием устранения выявленных нарушений. Требования прокуратуры было судом удовлетворено, а все нарушения в школах ликвидированы.   

  • 19 июля 2012 года стало известно, что Новоалександровский районный суд Ставропольского края удовлетворил требование прокуратуры Новоалександровского района Ставропольского края и обязал директоров школ № 3 и № 5 Новоалександровска заблокировать доступ к аудиофайлу "День петли", включенному в Федеральный список экстремистских материалов. Из сообщения прокуратуры неясно, были ли на компьютерах установлены контент-фильтры, но мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие.

  • 11 июля 2012 года прокуратура Ленинского района Республики Мордовия сообщила о 9 представлениях, внесенных в результате проверки исполнения законодательства об образования в школах района. Поводом для представлений стало то, что со школьных компьютеров был не исключен доступ к экстремистским материалам. Поскольку в сообщении прокуратуры говорится об установке в школах после проверки "надлежащей системы контентной фильтрации", вероятно, контент-фильтры имелись.

  • 11 июля 2012 года прокуратура Верхней Пышмы (Свердловская область) обнародовала информацию о представлении, внесенном в адрес директора школы № 22 Верхней Пышмы в связи с тем, что, несмотря на установленные на компьютерах в школьном кабинете информатики контент-фильтры, пользователи имели доступ к экстремистским материалам.

  • 10 июля 2012 года стало известно о представлении, вынесенном прокуратурой Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа директору Тарко-Салинской школы № 1 в связи с тем, что с компьютеров, установленных в школе, имелся беспрепятственный доступ к "информации экстремистской направленности". Из сообщения прокуратуры неясно, были ли на компьютерах установлены контент-фильтры, но мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие.

  • 10 июля 2012 года стало известно о представлении, внесенном прокуратурой Ширинского района Республики Хакасия директору Ширинской ЦБС в связи с тем, что на библиотечных компьютерах не были установлены контент-фильтры, что давало "свободный доступ читателей к ресурсам экстремистской направленности". Эпизод включен в нашу подборку, поскольку претензии здесь идентичны обычным претензиям к школам. Кроме того, библиотеки не являются образовательными учреждениями и не включены в программу по обязательной установке систем контентной фильтрации.

  • 10 июля 2012 года прокуратура Лысковского района Нижегородской области сообщила о представлениях, внесенных директорам Кисловской, Барминской, Берендеевской и Леньковской сельских школ района и привлечении их к дисциплинарной ответственности. Поводом для реагирования стало то, что установленные на школьных компьютерах контент-фильтры не ограничивали доступ к экстремистским материалам.

  • 6 июля 2012 года прокуратура Кировской области сообщила о том, что прокуратура Унинского района направила в суд 6 исковых заявлений об обязании образовательных учреждений района восстановить нарушенное право учащихся данных учреждений на защиту от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному воспитанию. Исковые требования прокуратура были удовлетворены, 12 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности. Данные меры прокуратура обосновала тем, что контент-фильтры, установленные на компьютерах образовательных учреждений, не в полной мере справлялись с задачей.

  • 4 июля 2012 года стало известно о представлении, внесенном прокуратурой Октябрьского района Липецка директорам школ № 10 и № 31 в связи с тем, что несмотря на установленные на школьных компьютерах контент-фильтры, с них был возможен доступ к материалам, внесенным в Федеральный список. Из сообщения прокуратуры Липецкой области известно об аналогичных случаях в Долгоруковском, Лев-Толстовском, Тербунском, Воловском, Данковском, Елецком, Задонском, Измалковском, Краснинском, Лебедянском, Усманском, Чаплыгинском районах, в Правобережном и Левобережном районах Липецка, в Ельце, а также выявленных Грязинской межрайонной прокуратурой. Подробности не сообщаются.

  • 3 июля 2012 года прокуратура Ардатовского района Нижегородской области сообщила о представлениях, внесенных директорам школ № 1 и № 2 им. С.И. Образумова, а также об исковых заявлениях в районный суд об ограничении доступа к информации. Поводом для санкций стало то, что со школьных компьютеров был возможен доступ к экстремистским материалам. Из сообщения прокуратуры неясно, были ли на компьютерах установлены контентные фильтры, но мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие.

  • 30 июня 2012 года прокуратура Мурманской области сообщила о том, что прокуратурой Североморска было внесено представление в адрес начальника Управления отдела образования администрации города с требованием устранить нарушения законодательства о противодействии экстремизму и привлечь к ответственности виновных. Поводом для внесения представления послужило то, что контент-фильтры, установленные на компьютерах в городских школах №10 и 12, не справлялись с задачей.

  • 27 июня 2012 года стало известно о четырех исковых заявлениях прокуратуры Фрунзенского района Санкт-Петербурга к директорам школ №№8, 218, 202, 215 в связи с тем, что со школьных компьютеров был возможен доступ к экстремистским материалам. Из сообщения прокуратуры неясно, были ли на компьютерах установлены контентные фильтры, но мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие. Прокуратура Санкт-Петербурга сообщает также об аналогичных нарушениях, обнаруженных в школах Калининского, Красногвардейского, Кронштадтского, Невского и Петродворцового районов Санкт-Петербурга.

  • 27 июня 2012 года прокуратура Судиславского района Костромской области сообщила об исковом заявлении, в котором требует ограничить доступ к экстремистским материалам в Грудкинской средней школе Судиславского района, который был возможен с компьютеров, имеющихся в школьном кабинете информатики. Из сообщения прокуратуры неясно, были ли на компьютерах установлены контентные фильтры, но мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на их отсутствие.

  • 26 июня 2012 года стало известно, что прокуратура Ольховатского района Воронежской области внесла представление об устранении нарушений закона директорам трех школ и начальнику отдела образования Ольховатского района. Поводом для представления стало то, что контент-фильтры, установленные на школьных компьютерах, не обеспечивали "полную защиту" и позволяли получать доступ к экстремистским материалам.

  • Комментарий:
    Ссылки на данную статью [18]