В октябре 2013 года было предъявлено обвинение руководителю Центра "Рожана" Жанне Цареградской. В частности, ее обвиняют по ст. 282 УК в возбуждении ненависти к социальной группе супругов (мужчин).
18 октября 2013 года в Москве была задержана Жанна Цареградская, основатель и руководитель Центра перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания "Рожана", действовавшего в деревне Николаевка Малоярославецкого района Калужской области. Цареградской предъявили обвинение по ч. 1 ст. 239 УК (создание общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами) и ч. 1 ст. 282 УК (действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека по признакам пола, принадлежности к социальной группе). В отношении нее избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде.
По версии следствия, под видом Центра "Рожана" с 2007 года существовала "секта со строгой иерархической структурой с вовлечением широкого круга лиц (не менее 14 человек), действовавшая по принципам отрицания семьи как института общества, негативного отношения к супругам (мужчинам), отказа от медицинской помощи, образования, работы, прохождения военной и альтернативной гражданской службы, применения физического и психического насилия".
Центр "Рожана", пропагандирующий концепцию "естественного материнства", функционирует с 1989 года. За время своего существования он неоднократно подвергался критике как конкурентов, так и борцов с "сектами" (по инициативе последних, в частности, проходили прокурорские проверки). Нынешнее уголовное дело было возбуждено в начале 2012 года.
По нашему мнению, применение ст. 282 УК в деле Цареградской неправомерно. "Супруги (мужчины)" не могут рассматриваться как уязвимая группа, подлежащая защите в виде антиэкстремистского законодательства (напомним, что во избежание злоупотреблений мы в целом выступаем за исключение неопределенного термина "социальная группа" из законодательства). К тому же более чем сомнительно, что под "негативным отношением" к мужчинам в Центре перинатального воспитания подразумевались насильственные действия (думается, "Рожана" была заинтересована в притоке клиентов, невозможном без участия мужчин).
Отрицание института семьи и отказ от медицинской помощи, образования, работы, военной и альтернативной службы также не являются предметом антиэкстремистского законодательства.