22 октября 2014 года Конституционный суд отказал в
удовлетворении жалобы Надежды Толоконниковой на применение ст. 213 УК
(хулиганство).
Как указывала участница панк-группы Pussy Riot Надежда Толоконникова в своей жалобе, ст. 213 УК "несоразмерно ограничивает свободу выражения мнений, позволяет признавать нарушением общественного порядка нарушение религиозных норм и устанавливать преступный характер деяний на основе их восприятия большинством населения в качестве неприемлемых".
КС не согласился с позицией Толоконниковой. Как говорится в судебном определении, "оспариваемая норма уголовного закона не содержит неопределенности, в результате которой лицо было бы лишено возможности осознавать противоправность своего деяния и предвидеть наступление ответственности за его совершение и которая препятствовала бы единообразному пониманию и применению данной нормы правоприменительными органами, и не может рассматриваться как нарушающая права заявительницы". По мнению судей КС, в случаях, когда какой-либо способ распространения информации основан на "демонстративном грубом пренебрежении принятыми в обществе представлениями о приемлемом поведении в конкретных, включая связанные с религией, местах, лишен какой-либо эстетической и художественной ценности и сам по себе является оскорбительным", такая деятельность выходит за законные рамки свободы выражения мнений.
1 декабря 2014 года КС на тех же основаниях отклонил аналогичный иск Марии Алёхиной.
С нашей точки зрения, практика применения ст. 213 УК свидетельствует об отсутствии ее единообразного понимания правоприменительными органами. Отметим, что в силу недостатков закона об экстремизме неоднозначно толкуются вообще все связанные с ним нормы, включая статьи, предусматривающие наказание за преступления по мотивам ненависти. Кроме того, мы полагаем, что хулиган руководствуется хулиганскими мотивами, в противном случае, его преступление должно квалифицироваться иначе. Спорными являются и вопросы о степени грубости пренебрежения общественными нормами, а также степени общественной опасности хулиганских поступков, не говоря уже об эстетической и художественной стороне дела.
Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич были признаны виновными по ч. 2 ст. 213 УК РФ в хулиганстве, совершенном группой лиц по предварительному сговору по мотиву религиозной ненависти, а также ненависти к социальной группе православных верующих. Впоследствии президиум Мосгорсуда изменил правовое основание вынесения обвинительного приговора, исключив указание на осуждение по мотивам ненависти к социальной группе.
Напомним, мы считаем приговор, вынесенный участницам группы, неправомерным. Наша точка зрения, в том числе, состоит в том, что приговор участницам Pussy Riot базируется на обосновании их вины в оскорблении чувств верующих, что соответствует не ч. 2 ст. 213 УК РФ, а ч. 2 ст. 5.26 КоАП РФ (оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики).