С момента возникновения Федерального списка экстремистской литературы случаи вынесения санкций в отношении сотрудников библиотек стали регулярными. Даже в тех случаях, когда претензии к библиотекарям формально обоснованы антиэкстремистским законодательством, мы часто не считаем их правомерными, так как это законодательство находится в противоречии с законом "О библиотечном деле". Подробнее об этом см. здесь.
Кроме того, антиэкстремистские санкции в отношении библиотек за отсутствие у них списка экстремистских материалов, на наш взгляд, выглядят имитацией активности, призванной искусственно раздуть соответствующую статистику.
Мы объединили эти случаи в единый список, первая часть которого охватывает период с июля 2008 года по июнь 2011-го, вторая часть - с июля 2011 года по июнь 2012-го, а третья часть - с июля 2012 года по конец 2014-го. Продолжение списка - перед вами.
30 декабря 2015 года прокуратура Новосибирской области сообщила, что в течение года прокуратура Первомайского района Новосибирска провела проверки в 10 школах и двух учреждениях профессионального образования и установила, что в школьных библиотеках (по-видимому, во всех) "работники не располагают сведениями о запрещенных книгах и иной печатной продукции экстремистской направленности, не принимают меры к получению списка запрещенных экстремистских материалов, не проводят сверки имеющейся в библиотечных фондах и поступающей литературы с регулярно пополняющимся федеральным списком экстремистских материалов". Директорам школ внесены представления об устранении нарушений законодательства, сотрудники привлечены к дисциплинарной ответственности.
22 декабря 2015 года прокуратура Челябинской области сообщила, что Карталинская городская прокуратура внесла протесты в адрес директора Центральной библиотечной системы Карталинского района и директора школы № 17 города Карталы, а также объявила им предостережения о недопустимости нарушения закона о защите детей от ненадлежащей информации. Изданная руководителем ЦБС инструкция по работе с Федеральным списком экстремистских материалов и приказ директора школы предусматривали, что в библиотеках возможна выдача книг, включенных в список, по письменному запросу читателя. Прокуратура сочла, что этот порядок нарушает законодательство. Руководители удовлетворили протесты прокуратуры и изменили документы.
18 декабря 2015 года прокуратура Татарстана сообщила, что прокуратурой Алексеевского района были внесены представления об устранении нарушений антиэкстремистского законодательства в адрес руководителей Среднетиганской и Большетиганской средних общеобразовательных школ и Большетиганской сельской библиотеки. Поводом послужило то, что в школьных и сельской библиотеке не проводилась регулярно и в полном объеме сверка фондов с Федеральным списком экстремистских материалов.
8 декабря 2015 года прокуратура Ленинградской области сообщила, что Кингисеппская городская прокуратура внесла представления об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремизму директору Ивангородского гуманитарно-технического института (филиала Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения) и главе администрации Большелуцкого сельского поселения. Поводом послужило то, что в вузовской и сельской библиотеках не проводились сверки с Федеральным списком экстремистских материалов.
3 декабря 2015 года прокуратура Белгородской области сообщила, что прокуратурой Ивнянского района направлено в суд 12 исковых заявлений о понуждении руководителей общеобразовательных учреждений привести в соответствие с требованиями федерального законодательства положения о библиотеках. Как указывает прокуратура, они не содержат норм, направленных на предупреждение распространения экстремистских и террористических материалов, в частности, при формировании библиотечных фондов.
27 ноября 2015 года прокуратура Тверской области сообщила, что прокурорами различных районов Твери и области в результате проведения проверки в образовательных учреждениях на предмет исполнения требований законодательства о противодействии терроризму и экстремизму был внесен ряд представлений об устранении нарушений законодательства в адрес администрации школ. Среди прочего поводом послужило то, что в школьной библиотеке СОШ № 1 Кашинского района отсутствовала свежая версия Федерального списка экстремистских материалов для проведения сверки с ней библиотечного фонда и новых поступлений, а в библиотеках Брусовской, Молдинской и Рядской школ Удомельского района список отсутствовал вовсе.
25 ноября 2015 года стало известно, что прокуратура Завитинского района Амурской области внесла на имя директора школы № 1 Завитинска представление об устранении нарушений законодательства, в том числе о противодействии экстремизму. Проверка установила, что в школьной библиотеке не обновлялся Федеральный список экстремистских материалов и не было определено должностное лицо, которое обязано проводить сверку фонда и поступлений со списком. Заведующая библиотекой привлечена к дисциплинарной ответственности в форме замечания.
13 ноября 2015 года прокуратура Грибановского района Воронежской области объявила предостережения о недопустимости нарушения законодательства о противодействии экстремизму библиотекарям пяти районных школ. Поводом послужило то, что в школьных библиотеках отсутствовала свежая версия Федерального списка экстремистских материалов, а содержимое фондов и новые поступления сверяли с версией 2013 года.
9 ноября 2015 года стало известно о 17 предостережениях о недопустимости нарушения закона и таком же числе представлений, внесенных прокуратурой Ленинского района Махачкалы директорам школ района. Поводом для санкций стало то, что в положениях о школьных библиотеках этих учреждений отсутствовал прямой запрет на распространение экстремистской литературы, порядок сверок библиотечного фонда и поступающей литературы с Федеральными списками экстремистских материалов, а сами сверки не проводились.
5 ноября 2015 года стало известно о 9 представлениях, внесенных Михайловской районной прокуратуры Рязанской области директорам образовательных учреждений района. Поводом для санкций стало то, что в положениях о библиотеках этих учреждений не содержался прямой запрет на распространение экстремистской литературы и не была установлена обязательность проведения сверок библиотечного фонда и поступающей литературы с Федеральным списком экстремистских материалов.
26 октября 2015 года стало известно о протестах на положения о библиотеках и предостережениях о недопустимости нарушения закона, внесенных ректорам четырех московских вузов: Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Государственного академического университета гуманитарных наук, Московского государственного университета дизайна и технологии, Национального исследовательского технологический университет "МИСиС" Замоскворецкой межрайонной прокуратурой Москвы. Претензии прокуратуры были вызваны тем, что положения о библиотеках не содержали прямого запрета на распространение экстремистской литературы и не определяли порядок проведения сверок фондов и поступающей литературы с Федеральным списком экстремистских материалов. По результатам рассмотрения протестов положения о библиотеках приведены в соответствие с законом.
13 октября 2015 года стало известно о представлениях, внесенных прокуратурой Чеченской Республики руководителям следственного изолятора № 2 УФСИН России по ЧР. Поводом для санкций стало, в частности, то, что в библиотеке СИЗО не проводились сверки литературы с Федеральным списком экстремистских материалов.
9 октября 2015 года стало известно, что прокуратура ЗАТО Снежинск Челябинской области внесла представления об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремистской деятельности сверки руководителем нескольких образовательных организаций и начальнику городского управления образования. Поводом для санкций стало то, что в сверки фондов в школьных библиотеках проводились несвоевременно, а копии Федерального списка экстремистских материалов не обновлялись.
30 сентября 2015 года стало известно об иске об обязании обеспечить контроль за регулярностью внесения изменений в Федеральный список экстремистских материалов, поданном прокуратурой города Удачный (Республика Саха (Якутия) к руководству городского профессионального училища № 28. Поводом для иска стало то, что в библиотеке училища имелась устаревшая версия Федерального списка экстремистских материалов. Производство по делу прекращено ввиду добровольного исполнения требований прокуратуры.
11 сентября 2015 года прокуратура Тульской области сообщила, что прокуратурой Воловского района были внесены представления об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремизму в адрес директоров девяти местных школ. Поводом послужило то, что в библиотеках Баскаковской СОШ, Воловской СОШ №1, Воловской СОШ №2, Лутовская СОШ, Борятинской СОШ, Верхоупской СОШ, Непрядвенской СОШ, Двориковской СОШ и Станционной СОШ отсутствовала полная версия Федерального списка экстремистских материалов для сверки с ней библиотечных фондов и новых поступлений.
10 сентября 2015 года стало известно о представлении, внесенном руководству Прибрежной школы Новооскольского района Белгородской области. Нарушение было усмотрено в том, что локальными актами учреждения не был предусмотрен порядок сверки библиотечного фонда с Федеральным списком экстремистских материалов, а сами такие сверки не проводились.
7 сентября 2015 года прокуратура Республики Алтай сообщила, что прокуратурой Турочакского района было внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремистской деятельности в адрес администрации Тондошенской общеобразовательной школы. Поводом для взыскания послужило то, что работники школы "не располагают сведениями о 169 материалах экстремистской направленности".
27 августа 2015 года стало известно, что прокуратура Турочакского района Республики Алтай внесла представления об устранении нарушений закона руководителям библиотеки им. В.М. Башунова и детской библиотеки Дома творчества и досуга Турочакского района. Поводом для санкций стало то, что в библиотеке им. В.М. Башунова отсутствовала обновленная копия Федерального списка экстремистских материалов (в которой не содержались сведения о "26 материалах экстремистской направленности"), а в детской библиотеке Дома творчества и досуга не имелось никакой копии Списка.
27 августа 2015 года прокуратура Первомайского района Томской области сообщила о представлениях, внесенных директорам пяти школ района. Поводом для санкций стало то, что в школьных библиотеках два последних года не проводились сверки фондов и поступающей литературы с Федеральным списком экстремистских материалов.
18 августа 2015 года стало известно о ряде представлений (точное число неизвестно), внесенных руководителям образовательных учреждений Тепло-Огаревского района Тульской области прокуратурой Тепло-Огаревского района. Поводом для санкций стало, среди прочего, отсутствие в этих учреждениях Федерального списка экстремистских материалов либо наличие его устаревшей версии.
24 июля 2015 года прокуратура Ивановской области сообщила, что прокуратурой Заволжского района были внесены представления об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремизму в адрес руководителей 8 образовательных учреждений; они были рассмотрены Заволжским судом и удовлетворены в полном объеме. Поводом послужило то, что в библиотеках учебных заведений отсутствовала свежая версия Федерального списка экстремистских материалов.
23 июля 2015 года прокуратура Владимира сообщила о девяти представлениях, внесенных директорам городских школ. Поводом для санкций стало то, что в школьных библиотеках не проводилась сверка фондов и поступающей литературы с Федеральным списком экстремистских материалов.
22 июля 2015 года стало известно о представлении, внесенном прокуратурой города Губкинский (Ямало-Ненецкий автономный округ) руководству школы № 4 Губкинского. Поводом для санкции стало отсутствие в школьной библиотеке обновленной копии Федерального списка экстремистских материалов.
9 июля 2015 года стало известно о представлении, которое Северо-Западная транспортная прокуратура внесла руководству Санкт-Петербургского университета гражданской авиации. Поводом для санкции стало то, что в библиотеке вуза отсутствовала обновленная версия Федерального списка экстремистских материалов, а также не проводились сверки библиотечных фондов со Списком.
30 июня 2015 года Серпуховская городская прокуратура Московской области сообщила о представлении, внесенном начальнику СИЗО-3 УФСИН по Московской области. Поводом для санкций стало то, что в библиотеке СИЗО не проводились сверки фондов с Федеральным списком экстремистских материалов. В ходе проверки в библиотеке была обнаружена книга, включенная в Список, после чего она была изъята и уничтожена. Напомним, законодательство о библиотечном деле не предусматривает возможности изъятия литературы из фондов. Правоохранительные органы были вправе потребовать лишь исключения открытого доступа к запрещенным материалам.
26 июня 2015 года стало известно, что прокуратура Йошкар-Олы (Марий-Эл) внесла представление директору городской средней школы имени В.С. Архипова. Поводом для представления стало то, что в школьной библиотеке были обнаружены книги, "содержание которых разжигает ненависть и вражду". Находились ли эти издания в открытом доступе и были ли они включены в Федеральный список экстремистских материалов, неизвестно, однако мы исходим из того, что библиотекари руководствуются законодательством о библиотечном деле.
23 июня 2015 года стало известно о представлении, внесенном Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой Тверской области директору Вышневолоцкого колледжа. Поводом для санкции стало, в частности, то, что в библиотеке колледжа не проводились сверки фондов с Федеральным списком экстремистских материалов.
15 июня 2015 года стало известно о протестах, принесенных прокуратурой Правобережного района Магнитогорска на положения о библиотеках педагогического и политехнического колледжей города. Поводом для санкций стало то, что в положениях не содержался запрет на распространение и хранение в целях распространения экстремистской литературы.
9 июня 2015 года стало известно о 64 представлениях об устранении нарушений закона, внесенных руководителям образовательных учреждений Дербента и Дербентского района Республики Дагестан. Все они были вызваны тем, что в библиотеках этих учреждений отсутствуют копии Федерального списка экстремистских материалов и сверки со Списком фондов и поступающей литературы не проводятся.
5 июня 2015 года прокуратуры Мирного (Республика Саха – Якутия) сообщила о представлениях, внесенных директорам двух школ Мирнинского района. Поводом для санкций стало то, что в школьных библиотеках не велись сверки фондов и поступающей литературы с Федеральным списком экстремистских материалов.
3 июня 2015 года прокуратура Забайкальского края сообщила, что прокуратурой Улетовского района было объявлено предостережение о недопустимости нарушения законодательства о противодействии экстремизму в адрес педагога-библиотекаря Дровянинской средней школы, который при проведении проверок фонда школьной библиотеки и новых поступлений на предмет наличия экстремистских материалов не использовал последнюю версию Федерального списка экстремистских материалов.
3 июня 2015 года прокуратура Калужской области сообщила, что прокуратурой Сухиничского района было внесено девять представлений в адрес руководителей районных образовательных учреждений и заведующей отделом образования районной администрации, 17 должностных лиц были привлечены к дисциплинарной ответственности. Поводом послужило, в частности, то, что в школьных библиотеках отсутствовал Федеральный список экстремистских материалов.
2 июня 2015 года стало известно, что прокуратура Полесского района Калининградской области выявила в положении о школьной библиотеке отсутствие запрета на распространение и хранение литературы экстремистской направленности. Меры прокурорского реагирование не уточнены.
1 июня 2015 года стало известно о представлении, вынесенном транспортной прокуратурой Краснодарского края руководству Ейского морского рыбопромышленного техникума – филиала Астраханского государственного технического университета. Поводом для санкции стало, в частности, то, что в библиотеке учебного заведения не проводились сверки фондов и поступающих материалов с Федеральным списком экстремистских материалов.
27 мая 2015 года прокуратура Республики Алтай сообщила, что прокуратурой Чемальского района были внесены предупреждения в адрес руководителей шести образовательных учреждений района. Поводом послужило, в частности, то, что в библиотеках образовательных учреждений имелись устаревшие версии Федерального списка экстремистских материалов, не все учреждения проводили сверку литературы со списком. Представления были удовлетворены, к дисциплинарной ответственности привлечены 16 должностных лиц.
26 мая 2015 года прокуратура Шелковского района Чеченской Республики сообщила о том, что заведующим 17 муниципальных районных библиотек были объявлены предостережения о недопустимости нарушения закона. Поводом для санкций стало то, что в библиотеках не проводились сверки фонда и поступающей литературы с Федеральным списком экстремистских материалов.
26 мая 2015 года стало известно о 10 представлениях, внесенных директорам школ Тандинского района Республики Тыва. Поводом для санкций стало то, что в школьных библиотеках не проводились сверки фонда и поступающей литературы с Федеральным списком экстремистских материалов.
20 мая 2015 года стало известно о представлениях, внесенных прокуратурой Убинского района Новосибирской области директорам пяти школ района. Поводом для санкций стало то, что в школьных библиотеках не проводились сверки фондов и поступающей литературы с Федеральным списком экстремистских материалов.
13 мая 2015 года стало известно о представлениях, которые прокуратура Карабаша Челябинской области внесла директорам школы № 6 Карабаша и Карабашского филиала Каслинского промышленно-гуманитарного техникума. Поводом для санкций стало, в частности, то, что в этих образовательных учреждениях не проводилась регулярная сверка библиотечного фонда с Федеральным списком экстремистских материалов.
21 апреля 2015 года стало известно о представлении, внесенном директору Осиновской школы Никольского района Вологодской области прокуратурой Никольского района. Поводом для санкции стало, в частности, то, что в школьной библиотеке отсутствовала копия Федерального списка экстремистских материалов и сверки с ним библиотечных фондов и поступающей литературы не проводились.
21 апреля 2015 года стало известно о представлении, внесенном прокуратурой Ягоднинского района Магаданской области директору школы поселка Дебин и о представлении, внесенном прокуратурой Тенькинского района Магаданской области директору школы поселка Омчак. Поводом для обеих санкций стало то, что в школьных библиотеках имелся устаревший экземпляр федерального списка экстремистских материалов.
8 апреля 2015 года прокуратура Парфеньевского района Костромской области сообщила о представлениях, внесенных директорам Парфеньевской и Николо-Поломской школ, а также главе администрации района. Поводом для санкций, в частности, стало то что, в школьных библиотеках отсутствовали обновленные копии Федерального списка экстремистских материалов, а сверки фондов и поступающей литературы со Списком не проводились ежемесячно.
6 апреля 2015 года прокуратура Октябрьского района Костромской области сообщила о представлениях, внесенных директорам Боговаровской школы им. Л.А. Цымлякова и Соловецкой школы. Поводом для санкций стало то, что в положениях о школьных библиотеках отсутствовал прямой запрет на распространение экстремистской литературы и не был установлен порядок проведения сверок фонда и поступающей литературы с Федеральным списком экстремистских материалов.
3 апреля 2015 года Всеволожская городская прокуратура Ленинградской области сообщила о внесенных ей представлениях руководителям школ (количество не уточняется) и двух протестах на локальные нормативные акты, регламентирующие работу с библиотечным фондом. Санкции вызваны тем, что в библиотеках городских школ, в частности, во Всеволожском центре образования, журнал сверки библиотечного фонда с Федеральным списком экстремистских материалов не обновлялся с 2014 года, не составлялись акты о сверке, а актуальная копия Федерального списка экстремистских материалов отсутствовала.
1 апреля 2015 года стало известно об исковом заявлении прокуратуры Кузнецка Пензенской области об устранении нарушений закона. Поводом для иска стало то, что в школьных библиотеках города не проводятся сверки библиотечного фонда и поступающей литературы с Федеральным списком экстремистских материалов.
30 марта 2015 года прокуратура Саратовской области сообщила, что прокуратурой Турковского района были внесены представления об устранении нарушений закона и привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности в адрес директоров 12 школ района. Поводом послужило то, что в школьные библиотеки не располагали свежей версией Федерального списка экстремистских материалов, в них не были назначены ответственные за проведение сверки фондов и поступающей литературы со списком и таковые сверки не проводились.
25 марта 2015 года прокуратура Магаданской области сообщила о том, что прокуратурой Омсукчанского района было внесено представление в адрес директора Профессионального училища №11. Поводом послужило, в частности то, что в библиотеке училища отсутствовала актуальная версия Федерального списка экстремистских материалов.
25 марта 2015 года прокуратура Костромской области сообщила, что прокуратурой Макарьевского района было внесено четыре представления в адрес руководства местных образовательных учреждений. Помимо прочего, поводом послужило и то, что в библиотеках учебных заведений не проводилась сверка фондов с Федеральным списком экстремистских материалов.
19 марта 2015 года прокуратура Республика Удмуртии сообщила, что прокуратурой Октябрьской районной прокуратурой Ижевска было внесено представление о необходимости устранения нарушений законодательства о противодействии экстремизму в адрес ректора Ижевского Государственного Технического Университета им. М.Т.Калашникова, директор научной библиотеки и проректор университета по безопасности и режиму были привлечены к дисциплинарной ответственности, а заместитель директора научной библиотеки по организационно-методическим был оштрафован на 2000 рублей по ст. 20.29 КоАП (массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их хранение в целях массового распространения). Поводом послужило то, что в фонде библиотеки в свободном доступе находилось несколько признанных экстремистскими изданий.
13 марта 2015 года прокуратура Мучкапского района Тамбовской области сообщила о представлении, внесенном директору Центральной библиотеки Мучкапского района. Поводом для представления стала, в частности, устаревшая на момент проверки копии Федерального списка экстремистских материалов, которая имелась в библиотеке.
28 февраля 2015 года из обзорного сообщения прокуратуры Удмуртской Республики о событиях 2014 года стало известно, что директор библиотеки Удмуртского Государственного Университета в 2014 году была привлечена к административной ответственности по ст. 20.29 КоАП (распространение экстремистских материалов), поскольку в библиотеке в свободном доступе находились книги, признанные экстремистскими.
25 февраля 2015 года Грязинская межрайонная прокуратура Липецкой области сообщила о представлениях, внесенных руководителям 10 школ Грязинского района. Санкции были вызваны, в частности, тем, что в школьных библиотеках отсутствовали копии Федерального списка экстремистских материалов.
20 февраля 2015 года прокуратура Бондарского района Тамбовской области сообщила о представлении, внесенном руководителю Бондарской межпоселенческой библиотеки. Поводом для представления стало то, что копия Федерального списка экстремистских материалов, имевшаяся в библиотеке, была неполна (2500 пунктов против 2588 пунктов на момент проверки).
19 февраля 2015 года прокуратура Смоленской области сообщила, что прокуратурой Ершичского района были внесены представления об устранении нарушений антиэкстремистского законодательства в адрес директоров образовательных учреждений района в связи с тем, что в школьных библиотеках имелась в наличии устаревшая версия Федерального списка экстремистских материалов, сверка с ним фондов не проводилась.
12 февраля 2015 года прокуратура Республики Дагестан сообщила, что прокуратурой Сергокалинского района было принесено 15 протестов на положения о школьных библиотеках общеобразовательных учреждений района не содержится запрета на распространения экстремистских материалов и не установлен порядок сверки фондов и поступающей литературы с Федеральным списком экстремистских материалов.
5 февраля 2015 года прокуратура Ленинградской области сообщила, что прокуратурой Ломоносовского района было внесено девять протестов на уставы школьных библиотек и представлений об устранении нарушений законодательства в адрес директоров школ района. Поводом послужило то, что в уставах школьных библиотек отсутствовало положение о проведении сверки фондов с Федеральным списком экстремистских материалов, не были назначены лица, ответственные за сверку.
28 января 2015 года стало известно о представлении, которое прокуратура Турочакского района Республики Алтай внесла директору Дмитриевской школы Турочакского района. Поводом для санкции стало то, что имевшаяся в школьной библиотеке копия Федерального списка экстремистских материалов устарела: отличалась от действовавшей на момент проверки на 18 пунктов.
22 января 2015 года стало известно об исковых заявлениях, поданных в суд прокуратурой Нюрбинского района Республики Саха (Якутия). Поводом для исков стало то, что в библиотеках Едейской школе и Нюрбинской школе № 3 не проводились сверки библиотечных фондов и поступающей литературы с Федеральным списком экстремистских материалов. Иски удовлетворены в полном объеме.