Новости по теме

Санкции в отношении сотрудников библиотек. Часть 4

С момента возникновения Федерального списка экстремистской литературы случаи вынесения санкций в отношении сотрудников библиотек стали регулярными. Даже в тех случаях, когда претензии к библиотекарям формально обоснованы антиэкстремистским законодательством, мы часто не считаем их правомерными, так как это законодательство находится в противоречии с законом "О библиотечном деле". Подробнее об этом см. здесь

Кроме того, антиэкстремистские санкции в отношении библиотек за отсутствие у них списка экстремистских материалов, на наш взгляд, выглядят имитацией активности, призванной искусственно раздуть соответствующую статистику. 

Мы объединили эти случаи в единый список, первая часть которого охватывает период с июля 2008 года по июнь 2011-го, вторая часть - с июля 2011 года по июнь 2012-го, а третья часть - с июля 2012 года по конец 2014-го. Продолжение списка - перед вами. 


  • 30 декабря 2015 года прокуратура Новосибирской области сообщила, что в течение года прокуратура Первомайского района Новосибирска провела проверки в 10 школах и двух учреждениях профессионального образования и установила, что в школьных библиотеках (по-видимому, во всех) "работники не располагают сведениями о запрещенных книгах и иной печатной продукции экстремистской направленности, не принимают меры к получению списка запрещенных экстремистских материалов, не проводят сверки имеющейся в библиотечных фондах и поступающей литературы с регулярно пополняющимся федеральным списком экстремистских материалов". Директорам школ внесены представления об устранении нарушений законодательства, сотрудники привлечены к дисциплинарной ответственности.

  • 22 декабря 2015 года прокуратура Челябинской области сообщила, что Карталинская городская прокуратура внесла протесты в адрес директора Центральной библиотечной системы Карталинского района и директора школы № 17 города Карталы, а также объявила им предостережения о недопустимости нарушения закона о защите детей от ненадлежащей информации. Изданная руководителем ЦБС инструкция по работе с Федеральным списком экстремистских материалов и приказ директора школы предусматривали, что в библиотеках возможна выдача книг, включенных в список, по письменному запросу читателя. Прокуратура сочла, что этот порядок нарушает законодательство. Руководители удовлетворили протесты прокуратуры и изменили документы.

  • 18 декабря 2015 года прокуратура Татарстана сообщила, что прокуратурой Алексеевского района были внесены представления об устранении нарушений антиэкстремистского законодательства в адрес руководителей Среднетиганской и Большетиганской средних общеобразовательных школ и Большетиганской сельской библиотеки. Поводом послужило то, что в школьных и сельской библиотеке не проводилась регулярно и в полном объеме сверка фондов с Федеральным списком экстремистских материалов.

  • 8 декабря 2015 года прокуратура Ленинградской области сообщила, что Кингисеппская городская прокуратура внесла представления об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремизму директору Ивангородского гуманитарно-технического института (филиала Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения) и главе администрации Большелуцкого сельского поселения. Поводом послужило то, что в вузовской и сельской библиотеках не проводились сверки с Федеральным списком экстремистских материалов.

  • 3 декабря 2015 года прокуратура Белгородской области сообщила, что прокуратурой Ивнянского района направлено в суд 12 исковых заявлений о понуждении руководителей общеобразовательных учреждений привести в соответствие с требованиями федерального законодательства положения о библиотеках. Как указывает прокуратура, они не содержат норм, направленных на предупреждение распространения экстремистских и террористических материалов, в частности, при формировании библиотечных фондов.

  • 27 ноября 2015 года прокуратура Тверской области сообщила, что прокурорами различных районов Твери и области в результате проведения проверки в образовательных учреждениях на предмет исполнения требований законодательства о противодействии терроризму и экстремизму был внесен ряд представлений об устранении нарушений законодательства в адрес администрации школ. Среди прочего поводом послужило то, что в школьной библиотеке СОШ № 1 Кашинского района отсутствовала свежая версия Федерального списка экстремистских материалов для проведения сверки с ней библиотечного фонда и новых поступлений, а в библиотеках Брусовской, Молдинской и Рядской школ Удомельского района список отсутствовал вовсе.

  • 25 ноября 2015 года стало известно, что прокуратура Завитинского района Амурской области внесла на имя директора школы № 1 Завитинска представление об устранении нарушений законодательства, в том числе о противодействии экстремизму. Проверка установила, что в школьной библиотеке не обновлялся Федеральный список экстремистских материалов и не было определено должностное лицо, которое обязано проводить сверку фонда и поступлений со списком. Заведующая библиотекой привлечена к дисциплинарной ответственности в форме замечания.

  • 13 ноября 2015 года прокуратура Грибановского района Воронежской области объявила предостережения о недопустимости нарушения законодательства о противодействии экстремизму библиотекарям пяти районных школ. Поводом послужило то, что в школьных библиотеках отсутствовала свежая версия Федерального списка экстремистских материалов, а содержимое фондов и новые поступления сверяли с версией 2013 года.

  • 9 ноября 2015 года стало известно о 17 предостережениях о недопустимости нарушения закона и таком же числе представлений, внесенных прокуратурой Ленинского района Махачкалы директорам школ района. Поводом для санкций стало то, что в положениях о школьных библиотеках этих учреждений отсутствовал прямой запрет на распространение экстремистской литературы, порядок сверок библиотечного фонда и поступающей литературы с Федеральными списками экстремистских материалов, а сами сверки не проводились.

  • 5 ноября 2015 года стало известно о 9 представлениях, внесенных Михайловской районной прокуратуры Рязанской области директорам образовательных учреждений района. Поводом для санкций стало то, что в положениях о библиотеках этих учреждений не содержался прямой запрет на распространение экстремистской литературы и не была установлена обязательность проведения сверок библиотечного фонда и поступающей литературы с Федеральным списком экстремистских материалов.

  • 26 октября 2015 года стало известно о протестах на положения о библиотеках и предостережениях о недопустимости нарушения закона, внесенных ректорам четырех московских вузов: Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Государственного академического университета гуманитарных наук, Московского государственного университета дизайна и технологии, Национального исследовательского технологический университет "МИСиС" Замоскворецкой межрайонной прокуратурой Москвы. Претензии прокуратуры были вызваны тем, что положения о библиотеках не содержали прямого запрета на распространение экстремистской литературы и не определяли порядок проведения сверок фондов и поступающей литературы с Федеральным списком экстремистских материалов. По результатам рассмотрения протестов положения о библиотеках приведены в соответствие с законом.

  • 13 октября 2015 года стало известно о представлениях, внесенных прокуратурой Чеченской Республики руководителям следственного изолятора № 2 УФСИН России по ЧР. Поводом для санкций стало, в частности, то, что в библиотеке СИЗО не проводились сверки литературы с Федеральным списком экстремистских материалов.

  • 9 октября 2015 года стало известно, что прокуратура ЗАТО Снежинск Челябинской области внесла представления об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремистской деятельности сверки руководителем нескольких образовательных организаций и начальнику городского управления образования. Поводом для санкций стало то, что в сверки фондов в школьных библиотеках проводились несвоевременно, а копии Федерального списка экстремистских материалов не обновлялись.

  • 30 сентября 2015 года стало известно об иске об обязании обеспечить контроль за регулярностью внесения изменений в Федеральный список экстремистских материалов, поданном прокуратурой города Удачный (Республика Саха (Якутия) к руководству городского профессионального училища № 28. Поводом для иска стало то, что в библиотеке училища имелась устаревшая версия Федерального списка экстремистских материалов. Производство по делу прекращено ввиду добровольного исполнения требований прокуратуры.

  • 11 сентября 2015 года прокуратура Тульской области сообщила, что прокуратурой Воловского района были внесены представления об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремизму в адрес директоров девяти местных школ. Поводом послужило то, что в библиотеках Баскаковской СОШ, Воловской СОШ №1, Воловской СОШ №2, Лутовская СОШ, Борятинской СОШ, Верхоупской СОШ, Непрядвенской СОШ, Двориковской СОШ и Станционной СОШ отсутствовала полная версия Федерального списка экстремистских материалов для сверки с ней библиотечных фондов и новых поступлений.

  • 10 сентября 2015 года стало известно о представлении, внесенном руководству Прибрежной школы Новооскольского района Белгородской области. Нарушение было усмотрено в том, что локальными актами учреждения не был предусмотрен порядок сверки библиотечного фонда с Федеральным списком экстремистских материалов, а сами такие сверки не проводились.

  • 7 сентября 2015 года прокуратура Республики Алтай сообщила, что прокуратурой Турочакского района было внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремистской деятельности в адрес администрации Тондошенской общеобразовательной школы. Поводом для взыскания послужило то, что работники школы "не располагают сведениями о 169 материалах экстремистской направленности".

  • 27 августа 2015 года стало известно, что прокуратура Турочакского района Республики Алтай внесла представления об устранении нарушений закона руководителям библиотеки им. В.М. Башунова и детской библиотеки Дома творчества и досуга Турочакского района. Поводом для санкций стало то, что в библиотеке им. В.М. Башунова отсутствовала обновленная копия Федерального списка экстремистских материалов (в которой не содержались сведения о "26 материалах экстремистской направленности"), а в детской библиотеке Дома творчества и досуга не имелось никакой копии Списка.

  • 27 августа 2015 года прокуратура Первомайского района Томской области сообщила о представлениях, внесенных директорам пяти школ района. Поводом для санкций стало то, что в школьных библиотеках два последних года не проводились сверки фондов и поступающей литературы с Федеральным списком экстремистских материалов.

  • 18 августа 2015 года стало известно о ряде представлений (точное число неизвестно), внесенных руководителям образовательных учреждений Тепло-Огаревского района Тульской области прокуратурой Тепло-Огаревского района. Поводом для санкций стало, среди прочего, отсутствие в этих учреждениях Федерального списка экстремистских материалов либо наличие его устаревшей версии.

  • 24 июля 2015 года прокуратура Ивановской области сообщила, что прокуратурой Заволжского района были внесены представления об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремизму в адрес руководителей 8 образовательных учреждений; они были рассмотрены Заволжским судом и удовлетворены в полном объеме. Поводом послужило то, что в библиотеках учебных заведений отсутствовала свежая версия Федерального списка экстремистских материалов.

  • 23 июля 2015 года прокуратура Владимира сообщила о девяти представлениях, внесенных директорам городских школ. Поводом для санкций стало то, что в школьных библиотеках не проводилась сверка фондов и поступающей литературы с Федеральным списком экстремистских материалов.

  • 22 июля 2015 года стало известно о представлении, внесенном прокуратурой города Губкинский (Ямало-Ненецкий автономный округ) руководству школы № 4 Губкинского. Поводом для санкции стало отсутствие в школьной библиотеке обновленной копии Федерального списка экстремистских материалов.

  • 9 июля 2015 года стало известно о представлении, которое Северо-Западная транспортная прокуратура внесла руководству Санкт-Петербургского университета гражданской авиации. Поводом для санкции стало то, что в библиотеке вуза отсутствовала обновленная версия Федерального списка экстремистских материалов, а также не проводились сверки библиотечных фондов со Списком.

  • 30 июня 2015 года Серпуховская городская прокуратура Московской области сообщила о представлении, внесенном начальнику СИЗО-3 УФСИН по Московской области. Поводом для санкций стало то, что в библиотеке СИЗО не проводились сверки фондов с Федеральным списком экстремистских материалов. В ходе проверки в библиотеке была обнаружена книга, включенная в Список, после чего она была изъята и уничтожена. Напомним, законодательство о библиотечном деле не предусматривает возможности изъятия литературы из фондов. Правоохранительные органы были вправе потребовать лишь исключения открытого доступа к запрещенным материалам.

  • 26 июня 2015 года стало известно, что прокуратура Йошкар-Олы (Марий-Эл) внесла представление директору городской средней школы имени В.С. Архипова. Поводом для представления стало то, что в школьной библиотеке были обнаружены книги, "содержание которых разжигает ненависть и вражду". Находились ли эти издания в открытом доступе и были ли они включены в Федеральный список экстремистских материалов, неизвестно, однако мы исходим из того, что библиотекари руководствуются законодательством о библиотечном деле.

  • 23 июня 2015 года стало известно о представлении, внесенном Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой Тверской области директору Вышневолоцкого колледжа. Поводом для санкции стало, в частности, то, что в библиотеке колледжа не проводились сверки фондов с Федеральным списком экстремистских материалов.

  • 15 июня 2015 года стало известно о протестах, принесенных прокуратурой Правобережного района Магнитогорска на положения о библиотеках педагогического и политехнического колледжей города. Поводом для санкций стало то, что в положениях не содержался запрет на распространение и хранение в целях распространения экстремистской литературы.

  • 9 июня 2015 года стало известно о 64 представлениях об устранении нарушений закона, внесенных руководителям образовательных учреждений Дербента и Дербентского района Республики Дагестан. Все они были вызваны тем, что в библиотеках этих учреждений отсутствуют копии Федерального списка экстремистских материалов и сверки со Списком фондов и поступающей литературы не проводятся.

  • 5 июня 2015 года прокуратуры Мирного (Республика Саха – Якутия) сообщила о представлениях, внесенных директорам двух школ Мирнинского района. Поводом для санкций стало то, что в школьных библиотеках не велись сверки фондов и поступающей литературы с Федеральным списком экстремистских материалов.

  • 3 июня 2015 года прокуратура Забайкальского края сообщила, что прокуратурой Улетовского района было объявлено предостережение о недопустимости нарушения законодательства о противодействии экстремизму в адрес педагога-библиотекаря Дровянинской средней школы, который при проведении проверок фонда школьной библиотеки и новых поступлений на предмет наличия экстремистских материалов не использовал последнюю версию Федерального списка экстремистских материалов.

  • 3 июня 2015 года прокуратура Калужской области сообщила, что прокуратурой Сухиничского района было внесено девять представлений в адрес руководителей районных образовательных учреждений и заведующей отделом образования районной администрации, 17 должностных лиц были привлечены к дисциплинарной ответственности. Поводом послужило, в частности, то, что в школьных библиотеках отсутствовал Федеральный список экстремистских материалов.

  • 2 июня 2015 года стало известно, что прокуратура Полесского района Калининградской области выявила в положении о школьной библиотеке отсутствие запрета на распространение и хранение литературы экстремистской направленности. Меры прокурорского реагирование не уточнены.

  • 1 июня 2015 года стало известно о представлении, вынесенном транспортной прокуратурой Краснодарского края руководству Ейского морского рыбопромышленного техникума – филиала Астраханского государственного технического университета. Поводом для санкции стало, в частности, то, что в библиотеке учебного заведения не проводились сверки фондов и поступающих материалов с Федеральным списком экстремистских материалов.

  • 27 мая 2015 года прокуратура Республики Алтай сообщила, что прокуратурой Чемальского района были внесены предупреждения в адрес руководителей шести образовательных учреждений района. Поводом послужило, в частности, то, что в библиотеках образовательных учреждений имелись устаревшие версии Федерального списка экстремистских материалов, не все учреждения проводили сверку литературы со списком. Представления были удовлетворены, к дисциплинарной ответственности привлечены 16 должностных лиц.

  • 26 мая 2015 года прокуратура Шелковского района Чеченской Республики сообщила о том, что заведующим 17 муниципальных районных библиотек были объявлены предостережения о недопустимости нарушения закона. Поводом для санкций стало то, что в библиотеках не проводились сверки фонда и поступающей литературы с Федеральным списком экстремистских материалов.

  • 26 мая 2015 года стало известно о 10 представлениях, внесенных директорам школ Тандинского района Республики Тыва. Поводом для санкций стало то, что в школьных библиотеках не проводились сверки фонда и поступающей литературы с Федеральным списком экстремистских материалов.

  • 20 мая 2015 года стало известно о представлениях, внесенных прокуратурой Убинского района Новосибирской области директорам пяти школ района. Поводом для санкций стало то, что в школьных библиотеках не проводились сверки фондов и поступающей литературы с Федеральным списком экстремистских материалов.

  • 13 мая 2015 года стало известно о представлениях, которые прокуратура Карабаша Челябинской области внесла директорам школы № 6 Карабаша и Карабашского филиала Каслинского промышленно-гуманитарного техникума. Поводом для санкций стало, в частности, то, что в этих образовательных учреждениях не проводилась регулярная сверка библиотечного фонда с Федеральным списком экстремистских материалов.

  • 21 апреля 2015 года стало известно о представлении, внесенном директору Осиновской школы Никольского района Вологодской области прокуратурой Никольского района. Поводом для санкции стало, в частности, то, что в школьной библиотеке отсутствовала копия Федерального списка экстремистских материалов и сверки с ним библиотечных фондов и поступающей литературы не проводились.

  • 21 апреля 2015 года стало известно о представлении, внесенном прокуратурой Ягоднинского района Магаданской области директору школы поселка Дебин и о представлении, внесенном прокуратурой Тенькинского района Магаданской области директору школы поселка Омчак. Поводом для обеих санкций стало то, что в школьных библиотеках имелся устаревший экземпляр федерального списка экстремистских материалов.

  • 8 апреля 2015 года прокуратура Парфеньевского района Костромской области сообщила о представлениях, внесенных директорам Парфеньевской и Николо-Поломской школ, а также главе администрации района. Поводом для санкций, в частности, стало то что, в школьных библиотеках отсутствовали обновленные копии Федерального списка экстремистских материалов, а сверки фондов и поступающей литературы со Списком не проводились ежемесячно.

  • 6 апреля 2015 года прокуратура Октябрьского района Костромской области сообщила о представлениях, внесенных директорам Боговаровской школы им. Л.А. Цымлякова и Соловецкой школы. Поводом для санкций стало то, что в положениях о школьных библиотеках отсутствовал прямой запрет на распространение экстремистской литературы и не был установлен порядок проведения сверок фонда и поступающей литературы с Федеральным списком экстремистских материалов.

  • 3 апреля 2015 года Всеволожская городская прокуратура Ленинградской области сообщила о внесенных ей представлениях руководителям школ (количество не уточняется) и двух протестах на локальные нормативные акты, регламентирующие работу с библиотечным фондом. Санкции вызваны тем, что в библиотеках городских школ, в частности, во Всеволожском центре образования, журнал сверки библиотечного фонда с Федеральным списком экстремистских материалов не обновлялся с 2014 года, не составлялись акты о сверке, а актуальная копия Федерального списка экстремистских материалов отсутствовала.

  • 1 апреля 2015 года стало известно об исковом заявлении прокуратуры Кузнецка Пензенской области об устранении нарушений закона. Поводом для иска стало то, что в школьных библиотеках города не проводятся сверки библиотечного фонда и поступающей литературы с Федеральным списком экстремистских материалов.

  • 30 марта 2015 года прокуратура Саратовской области сообщила, что прокуратурой Турковского района были внесены представления об устранении нарушений закона и привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности в адрес директоров 12 школ района. Поводом послужило то, что в школьные библиотеки не располагали свежей версией Федерального списка экстремистских материалов, в них не были назначены ответственные за проведение сверки фондов и поступающей литературы со списком и таковые сверки не проводились.

  • 25 марта 2015 года прокуратура Магаданской области сообщила о том, что прокуратурой Омсукчанского района было внесено представление в адрес директора Профессионального училища №11. Поводом послужило, в частности то, что в библиотеке училища отсутствовала актуальная версия Федерального списка экстремистских материалов.

  • 25 марта 2015 года прокуратура Костромской области сообщила, что прокуратурой Макарьевского района было внесено четыре представления в адрес руководства местных образовательных учреждений. Помимо прочего, поводом послужило и то, что в библиотеках учебных заведений не проводилась сверка фондов с Федеральным списком экстремистских материалов.

  • 19 марта 2015 года прокуратура Республика Удмуртии сообщила, что прокуратурой Октябрьской районной прокуратурой Ижевска было внесено представление о необходимости устранения нарушений законодательства о противодействии экстремизму в адрес ректора Ижевского Государственного Технического Университета им. М.Т.Калашникова, директор научной библиотеки и проректор университета по безопасности и режиму были привлечены к дисциплинарной ответственности, а заместитель директора научной библиотеки по организационно-методическим был оштрафован на 2000 рублей по ст. 20.29 КоАП (массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их хранение в целях массового распространения). Поводом послужило то, что в фонде библиотеки в свободном доступе находилось несколько признанных экстремистскими изданий.

  • 13 марта 2015 года прокуратура Мучкапского района Тамбовской области сообщила о представлении, внесенном директору Центральной библиотеки Мучкапского района. Поводом для представления стала, в частности, устаревшая на момент проверки копии Федерального списка экстремистских материалов, которая имелась в библиотеке.

  • 28 февраля 2015 года из обзорного сообщения прокуратуры Удмуртской Республики о событиях 2014 года стало известно, что директор библиотеки Удмуртского Государственного Университета в 2014 году была привлечена к административной ответственности по ст. 20.29 КоАП (распространение экстремистских материалов), поскольку в библиотеке в свободном доступе находились книги, признанные экстремистскими.

  • 25 февраля 2015 года Грязинская межрайонная прокуратура Липецкой области сообщила о представлениях, внесенных руководителям 10 школ Грязинского района. Санкции были вызваны, в частности, тем, что в школьных библиотеках отсутствовали копии Федерального списка экстремистских материалов.

  • 20 февраля 2015 года прокуратура Бондарского района Тамбовской области сообщила о представлении, внесенном руководителю Бондарской межпоселенческой библиотеки. Поводом для представления стало то, что копия Федерального списка экстремистских материалов, имевшаяся в библиотеке, была неполна (2500 пунктов против 2588 пунктов на момент проверки).

  • 19 февраля 2015 года прокуратура Смоленской области сообщила, что прокуратурой Ершичского района были внесены представления об устранении нарушений антиэкстремистского законодательства в адрес директоров образовательных учреждений района в связи с тем, что в школьных библиотеках имелась в наличии устаревшая версия Федерального списка экстремистских материалов, сверка с ним фондов не проводилась.

  • 12 февраля 2015 года прокуратура Республики Дагестан сообщила, что прокуратурой Сергокалинского района было принесено 15 протестов на положения о школьных библиотеках общеобразовательных учреждений района не содержится запрета на распространения экстремистских материалов и не установлен порядок сверки фондов и поступающей литературы с Федеральным списком экстремистских материалов.

  • 5 февраля 2015 года прокуратура Ленинградской области сообщила, что прокуратурой Ломоносовского района было внесено девять протестов на уставы школьных библиотек и представлений об устранении нарушений законодательства в адрес директоров школ района. Поводом послужило то, что в уставах школьных библиотек отсутствовало положение о проведении сверки фондов с Федеральным списком экстремистских материалов, не были назначены лица, ответственные за сверку.

  • 28 января 2015 года стало известно о представлении, которое прокуратура Турочакского района Республики Алтай внесла директору Дмитриевской школы Турочакского района. Поводом для санкции стало то, что имевшаяся в школьной библиотеке копия Федерального списка экстремистских материалов устарела: отличалась от действовавшей на момент проверки на 18 пунктов.

  • 22 января 2015 года стало известно об исковых заявлениях, поданных в суд прокуратурой Нюрбинского района Республики Саха (Якутия). Поводом для исков стало то, что в библиотеках Едейской школе и Нюрбинской школе № 3 не проводились сверки библиотечных фондов и поступающей литературы с Федеральным списком экстремистских материалов. Иски удовлетворены в полном объеме.

  • Ссылки на данную статью [9]