С момента возникновения Федерального списка экстремистской литературы случаи вынесения санкций в отношении сотрудников библиотек стали регулярными. Даже в тех случаях, когда претензии к библиотекарям формально обоснованы антиэкстремистским законодательством, мы часто не считаем их правомерными, так как это законодательство находится в противоречии с законом "О библиотечном деле". Подробнее об этом см. здесь.
Кроме того, антиэкстремистские санкции в отношении библиотек за отсутствие у них списка экстремистских материалов, на наш взгляд, выглядят имитацией активности, призванной искусственно раздуть соответствующую статистику.
Мы объединили эти случаи в единый список, первая часть которого охватывает период с июля 2008 года по июнь 2011-го, вторая часть - с июля 2011 года по июнь 2012-го, третья часть - с июля 2012 года по конец 2014-го, а четвертая часть - с января по декабрь 2015 года. Продолжение списка - перед вами.
13 декабря 2016 года прокуратура Карачаево-Черкесской Республики сообщила, что Адыге-Хабльская межрайонная прокуратура в ходе проверки выявила, что в ряде учреждений не обновляется систематически Федеральный список экстремистских материалов. Речь шла о библиотеках начальной общеобразовательной школы аула Адыге-Хабль, основной общеобразовательной школы хутора Дубянск, средних общеобразовательных школ аула Адыге-Хабль, аула Мало-Абазинск, поселка Эркен-Шахар, аула Икон-Халк, аула Адиль-Халк и аула Кызыл-Тогай, а также о библиотеках Апсуанского, Вако-Жилевского, Грушкинского, Старо-Кувинского, Эрсаконвского, Адиль-Халского, Икон-Халского, Эркен-Юртского, Эркен-Шахарского и Эркен-Халского сельских поселений. Прокуратура внесла главам администраций муниципальных районов и сельских поселений 14 представлений об устранении нарушений закона и направила в суд 8 административных исковых заявлений с требованием обязать школы систематически обновлять Федеральный список экстремистских материалов в библиотеках.
12 декабря 2016 года стало известно, что в адрес начальника управления образования Прибайкальского района внесено представление об устранении нарушении законодательства, по итогам рассмотрения которого 9 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. Поводом послужило то, что положениями о школьных библиотеках образовательных учреждений района не был предусмотрен запрет на распространение экстремистской литературы и порядок проведения сверок библиотечного фонда и поступающей литературы с Федеральным списком экстремистских материалов.
16 ноября 2016 года Северо-Западная транспортная прокуратура сообщила, что в ходе проверки соблюдения законодательства о противодействии экстремизму Волховстроевская транспортная прокуратура обнаружила, что в Техникуме водного транспорта (г. Шлиссельбург Ленинградской области) локальными актами не предусмотрен порядок сверки библиотечного фонда и поступающей литературы с Федеральным списком экстремистских материалов, актуализированного списка в библиотеке нет, акты сверок отсутствуют. Директору техникума внесено представление.
3 ноября 2016 года прокуратура Приморского края сообщила, что проведенная в школах Михайловского района проверка показала, что в пяти школьных библиотеках отсутствует Федеральный список экстремистских материалов, а также не проводятся регулярно сверки имеющейся и поступающей литературы с ним. Прокуратура Михайловского района внесла в адрес директоров пять представлений об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых четыре лица были привлечены к дисциплинарной ответственности.
1 ноября 2016 года прокуратура Челябинской области сообщила, что магнитогорский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях предостерег о недопустимости нарушения закона и. о. начальника тюрьмы ГУФСИН по Челябинской области. Предостережение связано с тем, что в тюрьме не было полной версии Федерального списка экстремистских материалов. Инцидент включен в данную подборку, поскольку претензии прокуратуры идентичны выдвигаемым к руководителям библиотек.
27 октября 2016 года прокуратура Пермского края сообщила о результатах проверки, которая прошла в в Оханской городской библиотеке им. В. Н. Серебренникова. Было установлено, что в учреждении отсутствовал актуализированный Федеральный список экстремистских материалов и не проводились сверки с ним. Прокурор Оханского района внес директору библиотеки представление об устранении выявленных нарушений, по результатам его рассмотрения один сотрудник был привлечен к дисциплинарной ответственности.
14 октября 2016 года прокуратура Карачаево-Черкесии сообщила, что в Урупском районе была проведена проверка соблюдения антиэкстремистского законодательства в образовательных учреждениях. Она показала, что всех учреждениях систематически проводятся сверки фондов с Федеральным списком экстремистской литературы, но в них не разработан локальный акт, регламентирующий сроки и порядок действий персонала при обнаружении экстремистских изданий. В адрес директоров 15 образовательных учреждений были внесены представления об устранении нарушений закона.
4 октября 2016 года прокуратура Республики Бурятия сообщила, что в адрес начальника Управления культуры администрации Окинского района местной прокуратурой было внесено представление об устранении нарушений законодательства. Поводом послужило то, что в Окинской центральной межпоселенческой библиотеке и Районной детской библиотеке МБУК "Централизованная библиотечная система" не проводилась регулярная сверка фондов и новых поступлений с актуальной версией Федерального списка экстремистских материалов.
29 сентября 2016 года прокуратура Забайкальского края сообщила, что прокуратура Железнодорожного района Читы провела проверку исполнения законодательства о противодействии экстремизму и выявила нарушения в пяти школах и двух районных библиотеках. В них не были назначены лица, ответственные за сверки библиотечного фонда с Федеральным списком экстремистских материалов, не проводились такие сверки и отсутствовали инструкции по работе с экстремистскими материалами. Прокурор района внес два представления об устранении нарушений антиэкстремистского законодательства в адрес председателя комитета образования администрации Читы и директора централизованной библиотечной системы Читы.
21 сентября 2016 года прокуратура Республики Татарстан сообщила, что Бугульминская городская прокуратура внесла представления об устранении нарушений законодательства и привлечении виновных к дисциплинарной ответственности в адрес директоров трех местных общеобразовательных учреждений. Поводом послужило то, что в школьных библиотеках отсутствовала свежая версия Федерального списка экстремистских материалов и не проводилась сверка с ним фондов и новых поступлений.
22 августа 2016 года прокуратура Тульской области сообщила, что прокуратура Воловского района направила в суд девять исковых заявлений об обязании Баксаковской, Борятинской, Верхоупской, Двориковской, Краснодубровской, Лутовской, Непрядвенской, Станционной средних образовательных школ, а также Центра образования поселка Волово актуализировать федеральный список экстремистских материалов, находящийся в школьных библиотеках. В частности, в Станционной школе на момент прокурорской проверки имелся список из 3370 пунктов, тогда как актуальная его версия насчитывала 3762 пункта.
26 июля 2016 года прокуратура Тульской области сообщила, что Ефремовская межрайонная прокуратура внесла представление директору детского оздоровительного лагеря "Ласточка". Поводом для санкции послужило то, что в библиотеке лагеря не было Федерального списка экстремистских материалов и сверки фонда с ним не проводились.
26 июля 2016 года прокуратура Краснодарского края сообщила, что прокуратура Лазаревского района Сочи внесла шесть представлений в адрес руководителей учреждений района, в том числе организаций санаторно-курортной сферы. Поводом послужило то, что в библиотеках этих учреждений не было актуальных версий Федерального списка экстремистских материалов, а сверки фондов и поступающей литературы с ним не проводились регулярно или не велись вовсе.
15 июля 2016 года Северо-Западная транспортная прокуратура сообщила, что Вологодская транспортная прокуратура выявила нарушения антиэкстремистского законодательства в Велико-Устюгском филиале Московской государственной академии водного транспорта (Великоустюгском речном училище) и Вологодском техникуме железнодорожного транспорта - филиале Петербургского государственного университета путей сообщения им. императора Александра I. В частности, в библиотеках учебных заведений отсутствовал Федеральный список экстремистских материалов. В адрес руководителей учреждений внесены два представления.
6 июля 2016 года прокуратура Амурской области сообщила, что прокуратура Благовещенска в ходе проверки установила, что в библиотеке школы № 5 в 2015 и 2016 годах не проводились сверки каталога с Федеральным списком экстремистских материалов, а в должностных обязанностях педагога-библиотекаря отсутствовали сведения по соблюдению законодательства о противодействии экстремистской деятельности. Аналогичные нарушения были выявлены в школах №№ 10 и 22 и лицее № 6. Директорам школ были внесены представления, по результатам которых нарушения устранили, а должностным лицам сделали замечания.
5 июля 2016 года прокуратура Томской области сообщила, что прокуратура Тегульдетского района внесла представление директору МКУ "Тегульдетская районная централизованная библиотечная система". Поводом к этому стало то, что в библиотеке отсутствовала актуальная версия Федерального списка экстремистских материалов и не проводились сверки поступающей и имеющейся литературы с ним.
4 июля 2016 года прокуратура Республики Бурятия сообщила, что прокуратура Тарбагатайского района внесла представления в адрес директора Тарбагатайской средней общеобразовательной школы, в библиотеке которой не соблюдались должным образом "предупредительно-охранные меры по обеспечению безопасности от экстремистской деятельности", а также в адрес директора Тарбагатайской ЦБС с сельскими филиалами (суть нарушений в ЦБС не уточняется, но из сообщения следует, что они связаны с антиэкстремистскими мерами).
30 июня 2016 года стало известно, что прокуратура Брянского района Брянской области принесла протест на положение о библиотеке Мичуринского аграрного техникума, который входит в структуру Брянского государственного аграрного университета. Документ не содержал прямого запрета на распространение экстремистской литературы.
27 июня 2016 года прокуратура Брянской области сообщила, что прокуратура Жуковского района внесла в адрес директора Жуковской межпоселенческой центральной библиотеки представление об устранении нарушений закона и привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в том, что в библиотеке с 30 марта 2016 года не проводилась сверка фондов и поступающей литературы с Федеральным списком экстремистских материалов.
23 июня 2016 года прокуратура Брянской области сообщила, что прокуратура Клинцовского района внесла представление в адрес руководства детского оздоровительного лагеря АО "Брянскагроздравница" в связи с тем, что в библиотеке лагеря отсутствовал Федеральный список экстремистских материалов и не проводились сверки фонда и поступающей литературы с ним. Нарушение законодательства устранено.
17 июня 2016 года прокуратура Дагестана сообщила, что большинстве школ Дахадаевского района республики в положениях о библиотеках не содержалось прямого запрета на распространение экстремистской литературы и не был установлен порядок проведения сверок библиотечного фонда и поступающей литературы с Федеральным списком экстремистских материалов. Прокуратура Дахадаевского района принесла 20 протестов на положения о библиотеках, которые не соответствовали требованиям законодательства.
14 июня 2016 года стало известно, что Кузьминская межрайонная прокуратура Москвы принесла два протеста на положения о библиотеках школы № 777 им. Михайлова и школы № 1386. Положения не содержали прямого запрета на распространение экстремистской литературы. По результатам рассмотрения протестов документы были приведены в соответствие с законодательством.
8 июня 2016 года Ейская межрайонная прокуратура Краснодарского края сообщила, что выявила 24 нарушения в деятельности образовательных учреждений Ейского района. Положения о библиотеках ряда учреждений не содержали прямого запрета на распространение экстремистской литературы, а также в них не был установлен порядок проведения сверок библиотечного фонда и поступающей литературы с Федеральным списком экстремистских материалов. Прокуратура принесла протесты на документы, по результатам которых нарушения были устранены.
26 мая 2016 года прокуратура Томской области сообщила, что Колпашевский городской прокурор внес представления об устранении нарушений антиэкстремистского законодательства руководителям девяти образовательных организаций. Поводом послужило то, что в школьных библиотеках отсутствовала актуальная версия Федерального списка экстремистской литературы и не проводились сверки фондов с ним.
12 мая 2016 года прокуратура Карачаево-Черкесии сообщила, что прокуратурой Карачаевского района внесены представления об устранении нарушений законодательства в адрес 16 директоров образовательных учреждений района. Поводом послужило то, что в библиотеках учреждений не проводилась сверка фондов с актуальной версией Федерального списка экстремистских материалов.
10 мая 2016 года прокуратура Республики Алтай сообщила, что прокуратурой Чемальского района были внесены представления в адрес директоров двух местных школ. Поводом послужило, в частности, то, что в школьных библиотеках не проводилась сверка фондов с Федеральным списком экстремистских материалов. К дисциплинарной ответственности было привлечено два должностных лица.
29 апреля 2016 года прокуратура Томской области сообщила, что прокуратура Каргасокского района внесла представление об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремистской деятельности в адрес руководителя Каргасокской межпоселенческой центральной районной библиотеки ввиду того, что в библиотеке не проводилась сверка фондов и новых поступлений с Федеральным списком экстремистских материалов. Сообщается, что виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
28 апреля 2016 года прокуратура Камчатского края сообщила, что прокуратурой Тигильского района в адрес директоров Ковранской и Усть-Хайрюзовской средних школ внесены представления об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремистской деятельности. Поводом послужило то, что в школах отсутствовал приказ о сверке библиотечных фондов и новых поступлений с Федеральным списком экстремистских материалов и соответствующие сверки в библиотеках этих школ не проводились. Сообщается, что представления были удовлетворены, два должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
21 апреля 2016 года прокуратура Чеченской Республики сообщила, что внесла представление в адрес начальника местной исправительной колонии № 2. В качестве одного из выявленных нарушений прокуратура указала тот факт, что на участке колонии-поселения в Грозном не проводились сверки поступающей осужденным литературы с Федеральным списком экстремистских материалов. Инцидент включен в данную подборку, поскольку претензии прокуратуры идентичны выдвигаемым к руководителям библиотек.
21 апреля 2016 года прокуратура Забайкальского края сообщила, что в Ононском районе прокуратура внесла представление в адрес директора Кулусутайской общеобразовательной школы. Одним из выявленных нарушений было отсутствие актуального Федерального списка экстремистских материалов в школьной библиотеке.
20 апреля 2016 года прокуратура Ленинградской области сообщила, что Подпорожская городская прокуратура внесла в адрес руководителей районных учреждений образования шесть представлений об устранении нарушений законодательства в связи с тем, что в библиотеках этих учреждений не проводились сверки фондов с Федеральным списком экстремистских материалов.
20 апреля 2016 года стало известно о том, что прокуратура Усть-Канского района Республики Алтай в ходе проверки установила, что в Черноануйской сельской библиотеке не проводились регулярные сверки имеющейся и поступающей литературы с Федеральным списком экстремистских материалов. Ведомство внесло представление на имя директора Усть-Канской ЦБС с требованием устранить указанные нарушения, по результатам его рассмотрения два должностных лица были привлечены к дисциплинарной ответственности.
15 апреля 2016 года стало известно, что Ивановская транспортная прокуратура внесла представление об устранении нарушений закона начальнику Северного Центра научно-технической информации и библиотек Северной железной дороги. Основанием для этого стали результаты проверки, показавшей, что в Линейной технической библиотеке станции Иваново, несмотря на регулярное обновление Федерального списка экстремистских материалов, последняя инвентаризация литературы проводилась в 2012 году.
12 апреля 2016 года прокуратура Челябинской области сообщила о том, что в ходе проверки исправительной колонии № 21 Челябинская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях установила, что в библиотеке отсутствует актуальный список экстремистских материалов. Руководителю колонии объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона.
8 апреля 2016 года прокуратура Мурманской области сообщила, что в ходе проверки соблюдения антиэкстремистского законодательства, проведенной прокуратурой Мончегорска, было установлено, что должностные лица ряда библиотек не принимают меры к обновлению Федерального списка экстремистских материалов. По результатам проверки в адрес руководителя одной из библиотек внесено представление, а двум должностным лицам объявлены предостережения, однако из сообщения прокуратуры неясно, какие из этих санкций вынесены именно в связи с упомянутым нарушением.
7 апреля 2016 года стало известно о том, что Бокситогорская городская прокуратура Ленинградской области по результатам проверки исполнения федерального законодательства в учреждениях среднего профессионального образования внесла представление об устранении нарушений законодательства на имя руководителя одного из учреждений. Поводом к этому послужило то, что в библиотеке имелся неполный вариант Федерального списка экстремистских материалов, состоявший всего из 200 пунктов. Прокуратура также внесла протесты на противоречащие законодательству локальные акты и возбудила несколько административных производств, однако из сообщения ведомства неясно, было это связано с нарушением антиэкстремистского законодательства или же с иными многочисленными нарушениями, выявленными в ходе проверки образовательных учреждений.
6 апреля 2016 года прокуратура Чеченской Республики сообщила, что провела проверку соблюдения антиэкстремистского законодательства в следственном изоляторе № 1 Грозного. Ведомство установило, в частности, что в библиотеке СИЗО сверки имеющейся и поступающей литературы с Федеральным списком экстремистских материалов проводились "формально и несистемно". Зампрокурора республики внес в адрес начальника изолятора представление об устранении нарушений законодательства, которое было исполнено, а должностные лица - привлечены к дисциплинарной ответственности.
30 марта 2016 года прокуратура Республики Алтай сообщила, что прокуратурой Турочакского района внесено представление в адрес директора Дмитриевской средней школы, по результатам рассмотрения которого виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Поводом послужило то, что в школьной библиотеке Федеральный список экстремистских материалов был в наличии не в последней версии и, таким образом, библиотека не располагала сведениями о 1329 запрещенных материалах.
28 марта 2016 года прокуратура Республики Северная Осетия сообщила, что прокуратурой Затеречного района Владикавказа было вынесено предостережение о недопустимости нарушений законодательства в адрес трех должностных лиц ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РСО-Алания. Поводом послужило то, что сотрудники СИЗО не проводили сверку передающейся заключенным литературы с Федеральным списком экстремистских материалов.
28 марта 2016 года прокуратура Краснодарского края сообщила, что прокуратурой Кущевского района был опротестован приказ директора одной из местных школ, относящийся к порядку работы школьной библиотеки с экстремистскими материалами. Как сообщается, согласно приказу был "установлен порядок маркировки таких документов и выдачи их пользователям, утверждена форма заявления, на основании которого производится выдача пользователю документа экстремистского содержания". В приказе также говорилось, что "специально выделенного места хранения для обнаруженных документов экстремистского содержания не требуется". По протесту прокуратуры приказ был приведен "в соответствие с требованиями законодательства".
24 марта 2016 года прокуратура Костромской области сообщила, что прокуратурой Красносельского района было внесено восемь представлений в адрес директоров местных школ. Поводом послужило то, что в положениях о работе школьных библиотек отсутствовали пункты, регулирующие вопрос об экстремистских материалах, в частности, требующие регулярной сверки фондов и новых поступлений с Федеральным списком экстремистских материалов. Представления были рассмотрены, восемь должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.
24 марта 2016 года прокуратура Томской области сообщила, что прокуратурой Верхнекетского района были внесены представления об устранении нарушений законодательства в адрес директоров Клюквинской и Ягоднинской средних школ. Поводом послужило то, что в школьных библиотек не проводилась регулярная сверка фонда и поступающей литературы с Федеральным списком экстремистских материалов. Сообщается, что одно из представлений было рассмотрено, выявленные нарушения устранены, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, а второе находится на рассмотрении.
21 марта 2016 года прокуратура Республики Татарстан сообщила, что Бугульминской городской прокуратурой внесены представления в адрес директоров пяти местных общеобразовательных учреждений. Поводом послужило то, что в школах отсутствовал Федеральный список экстремистских материалов и не проводилась сверка фондов с ним.
17 марта 2016 года прокуратура Архангельской области сообщила, что прокуратура Ленского района внесла представление об устранении нарушений законодательства директору Ленской средней общеобразовательной школы. В ходе проверки ведомство установило, что в школьной библиотеке не проводились сверки библиотечных фондов и новых поступлений с Федеральным списком экстремистских материалов.
14 марта 2016 года прокуратура Брянской области сообщила, что прокуратурой Рогнединского района внесено представление об устранении нарушений законодательства в адрес Рогнединского районного библиотечного объединения. Поводом послужило то, что объединение не проводило сверку библиотечных фондов и новых поступлений с Федеральным списком экстремистских материалов с сентября 2015 года. Сообщается, что нарушения были устранены, 13 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.
11 марта 2016 года прокуратура Республики Татарстан сообщила, что прокуратурой Сабинского района внесены представления об устранении нарушения законодательства в адрес руководителей 22 местных образовательных учреждений. Поводом послужило то, что в библиотеках учебных заведений отсутствовал Федеральный список экстремистских материалов и не проводилась сверка с ним книжного фонда.
9 марта 2016 года прокуратура Карачаево-Черкесии сообщила, что прокуратурой Малокарачаевского района были направлены в суд иски об обязании глав Джагинского, Краснокурганского, Римгорского, Элькушского и Кичи-Балыкского сельских поселений привести списки экстремистских материалов сельских библиотек в соответствие с Федеральным списком экстремистских материалов.
4 марта 2016 года стало известно о том, что прокуратура Ловозерского района Мурманской области установила, что положения о библиотеках семи структурных подразделений Ловозерской межпоселенческой библиотеки не содержали запрета на распространение экстремистских материалов и не обязывали работников изымать такие материалы из фондов. Кроме того, в этих библиотеках не проводились сверки поступающей и имеющейся литературы с Федеральным списком экстремистских материалов. Прокуратура направила семь протестов на положения о библиотеках и внесла одно представление об устранении нарушений законодательства.
2 марта 2016 года стало известно, что в городе Касли Челябинской области прокуратура объявила предостережение о недопустимости нарушения законодательства о противодействии экстремизму в адрес пастора церкви "Свет Евангелия". Поводом послужило то, что в церковной библиотеке не проводилась сверка фонда и новых поступлений с Федеральным списком экстремистских материалов.
2 марта 2016 года прокуратура Брянской области сообщила, что прокуратурой Злынковского района были внесены представления об устранении нарушения законодательства и привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц в адрес руководителей 9 местных школ и начальника районного отдела образования. Поводом послужило то, что в школьных библиотеках нерегулярно производилась сверка фондов со свежей версией Федерального списка экстремистских материалов.
1 марта 2016 года прокуратура Магаданской области сообщила, что прокуратурой Ольского района было внесено представление об устранении нарушения законодательства в адрес директора средней школы поселка Ола, по результатам рассмотрения которого должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Поводом послужило то, что в школьной библиотеке нерегулярно производилась сверка фонда с Федеральным списком экстремистских материалов.
11 февраля 2016 года стало известно о том, что прокуратура Веденского района Чеченской Республики установила, что в ряде школ района отсутствует федеральный список экстремистских материалов и не проводятся сверки библиотечных фондов и поступающей литературы. В адрес директоров пяти образовательных учреждений внесены представления о необходимости устранения нарушений законодательства.
25 января 2016 года прокуратура Магаданской области сообщила, что прокуратурой Ольского района было внесено представление об устранении нарушений законодательства в адрес директора Ольской центральной библиотеки им. И.А. Варрена, в результате нарушения были устранены, одно лицо привлечено к должностной ответственности. Поводом послужило то, что в библиотеке нерегулярно проводится сверка фонда с Федеральным списком экстремистских материалов.
15 января 2016 года прокуратура Республики Дагестан сообщила о результатах проверки, проведенной прокуратурой Ленинского района Махачкалы. Ведомство установило, что положения о библиотеках негосударственных гимназий "Сахаб", "Развитие" и "Земфира" "не содержат прямого запрета на хранение, распространение экстремистских материалов". Аналогичные нарушения выявлены в двух государственных учреждениях профессионального образования - Дагестанском центре культуры и искусств и Дагестанском художественном училище. По результатам проверки принесены протесты на положения о библиотеках и внесены представления в адрес директоров учреждений об устранении нарушений закона, а также объявлены предостережения о недопустимости нарушений законодательства. Отметим, что антиэкстремистское законодательство содержит запрет только на массовое распространение экстремистских материалов и их хранение в целях массового распространения, а не на хранение как таковое и не на индивидуальную выдачу читателю.
11 января 2016 года прокуратура Рязанской области сообщила о результатах проверки, проведенной прокуратурой Рязанского района в Центральной районной межпоселенческой библиотеке в декабре 2015 года. В соответствии с внутренней инструкцией сотрудники библиотеки проводили сверки каталога библиотеки с Федеральным списком экстремистских материалов раз в полугодие. Прокуратура установила, что с момента последней сверки в августе 2015 года список существенно пополнился. Ведомство сочло, что сотрудники библиотеки не в полной мере предпринимают меры по борьбе с экстремизмом, и направило представление в адрес директора библиотеки.
11 января 2016 года прокуратура Омской области сообщила, что прокуратура Омского района в ходе проверки установила, что в некоторых школах района должным образом не изучается библиотечный фонд на предмет выявления материалов, признанных в установленном порядке экстремистскими и включенных в Федеральный список экстремистских материалов. 36 директоров общеобразовательных учреждений района предостережены о недопустимости нарушения законодательства о противодействии экстремистской деятельности в процессе обучения воспитанников путем распространения литературы, признанной экстремистской.