Суд в Улан-Удэ вынес приговор местному активисту по делу о призывах к сепаратизму и хранении наркотиков.
18 апреля 2017 года Октябрьский районный суд Улан-Удэ вынес приговор по делу бурятского активиста и блогера Владимира Хагдаева. Он был признан виновным в публичных призывах к сепаратизму (ч. 2 ст. 280.1 УК) и хранении наркотических средств в крупном размере без цели сбыта (ч. 2 ст. 228 УК) и приговорен к трем годам лишения свободы условно с трехлетним испытательным сроком. Об этом сообщила международная правозащитная группа "Агора" со ссылкой на адвоката Виктора Лапердина. В СМИ отмечают также, что при вынесении приговора суд учел, что Хагдаев полностью признал вину и раскаялся, а также что у него на иждивении находятся малолетние дети.
Дело по ст. 280.1 УК было возбуждено в марте 2016 года, затем было возбуждено (и позже объединено с первым) дело по ст. 228 УК. Хагдаев был привлечен к делу в качестве обвиняемого 23 декабря 2016 года. 16 января 2017 года ему объявили об окончании предварительного следствия, 9 февраля дело было передано в суд.
Следствие утверждало, что, "имея личные убеждения, направленные на объединение монгольских народов в единое государство", Хагдаев в ноябре 2014 - январе 2015 года под псевдонимом "Чингис Булгадаев" разместил в соцсети "ВКонтакте" одну запись и два комментария, которые, согласно заключению комплексной психолого-лингвистической экспертизы, содержали призывы к действиям, направленным на выход Бурятии из состава России. Кроме того, при обыске в доме Хагдаева были обнаружены два пакета с марихуаной.
Пост в соцсети, публикацию которого вменили в вину Хагдаеву, представляет собой изображение с цитатой из интервью с журналисткой Александрой Гармажаповой с критикой в адрес русских националистов и упоминанием отделения Бурятии от России как сугубо гипотетического сценария. Мы считаем неправомерным привлечение к ответственности за публикацию этой цитаты, так как это она не содержит сепаратистских призывов. Кроме того, мы считаем, что преследования заслуживают только призывы к насильственному сепаратизму.
В комментариях обвиняемый призывал к "большому геополитическому сдвигу" и переустройству мира и России, а также задавал риторический вопрос о том, "когда можно будет взять оружие и пойти ассимилировать соседа русского вояку подполковника" (правописание оригинала сохранено). Хагдаев утверждал, что призывал лишь к отвержению доминирующих в российском обществе ценностей и ненасильственному склонению соседа к демократическим ценностям. Мы не можем назвать преследование Хагдаева за эти комментарии однозначно неправомерным. Но следует признать, что два комментария под постом в соцсети "ВКонтакте", который не привлек практически ничьего внимания, вряд ли представляли существенную общественную опасность.