Екатеринбургский блогер, ловивший в храме покемонов, признан виновным в возбуждении религиозной ненависти и оскорблении чувств верующих.
11 мая 2017 года Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга признал видеоблогера
Руслана Соколовского виновным в возбуждении религиозной и национальной ненависти (ч. 1 ст. 282 УК),
оскорблении чувств верующих (ч. 1 ст. 148 УК), а также в незаконном обороте
специальных технических средств (ст. 138.1 УК). Соколовский был приговорен к
3,5 годам лишения свободы условно с испытательным сроком в три года и запретом на участие в общественных мероприятиях.
Суд указал, что ролики, в размещении которых в сети он был признан виновным,
должны быть удалены. Напомним, обвинение просило назначить Соколовскому реальный срок заключения — три с половиной года лишения свободы в колонии общего режима. До вступления приговора в силу Соколовский будет находиться под подпиской о невыезде. Защита намерена обжаловать приговор.
Суд решил, что вина Соколовского установлена в совершении 9 эпизодов преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), 7 эпизодов по ч. 1 ст. 148 УК РФ (публичные действия, направленные на оскорбление чувств верующих) и одного эпизода по ст. 138.1 УК РФ (незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации). Обвинения в возбуждении ненависти и оскорблении чувств верующих были предъявлены Соколовскому за публикацию видеороликов, изобилующих провокационными высказываниями, прежде всего атеистического свойства, в том числе, сюжета о ловле покемонов в екатеринбургском соборе Покрова на Крови, его также обвиняли в приобретении "шпионской ручки".
Напомним, мы ознакомились с частью видео, публикация которых вменялась в вину Соколовскому, в частности, с роликами "Идеальный православный брак", "Письма ненависти. Верующие", "Суицид мусульман на ЕГЭ", "Патриарх Кирилл, ты — п…!", "Соколовский в тюрьме за ловлю покемонов", "В космос летал, чеченцев не видел", "Вступил в секту", "Соколовский в тюрьме за ловлю покемонов (Pokemon Go)", "Ловим покемонов в церкви" и "Письма ненависти-феминистки" (в последнем фигурировало упоминание о покупке ручки). С нашей точки зрения, публикация ролика об игре в Pokemon Go в екатеринбургском соборе Покрова на Крови не подпадала под действие ст. 282 УК, поскольку он не содержал никаких агрессивных призывов. Неуместно было и применение ст. 148 УК: ни один из посетителей храма не заметил действий блогера и тем более не пострадал от них, не было нанесено никакого ущерба предметам культа, а видеоролик никак не покушался на сакральное пространство. Что касается прочих видео, то они изобиловали сквернословием и унизительными характеристиками религии в целом, православия и православных, мусульман, последователей Леонида Маслов и феминисток, кроме того, Соколовский использовал пейоративные этнонимы и критиковал чеченские власти. Однако все эти материалы не содержали опасных призывов. В одном из роликов Соколовский выражал поддержку операции ОМОНа по задержанию и дальнейшей депортации мусульман, однако такое высказывание нельзя расценить как противозаконное.Мы считаем, что приговор Соколовскому неправомерен. Блогеру можно было вменить в вину лишь унижение достоинства, однако унижение достоинства, с нашей точки зрения, должно быть вынесено из состава ст. 282 УК и перенесено в КоАП, где уже находится статья об оскорблении, поскольку подобные деяния не представляют серьезной опасности для общества. Мы выступали против поправок, согласно которым в состав ст. 148 УК было введено "оскорбление чувств верующих", поскольку считаем, что это неопределенное понятие не имеет и не может иметь четкого юридического смысла, и процесс над Соколовским ярко это продемонстрировал. Существование в российском УК статьи 148 в ее нынешнем виде нарушает право граждан на свободу слова и свободу совести.