2 июня 2017 года стало известно, что в Ульяновске Следственный комитет прекратил производство по уголовному делу активиста "Левого блока" Данила Алферьева по ч. 1 ст. 280 (публичные призывы к экстремистской деятельности) и ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды по признаку принадлежности к социальной группе). Об этом сообщает международная правозащитная группа "Агора" со ссылкой на адвоката Рушану Камалову. В постановлении СК говорится о том, что с Алферьева снимается подписка о невыезде, он имеет право на реабилитацию и возмещение вреда в связи с уголовным преследованием.
Напомним, дело по ч. 1 ст. 282 УК против Алферьева было возбуждено летом 2016 года, его обвиняли в возбуждении ненависти к социальной группе "представители власти, которые в настоящее время руководят Россией". В ноябре 2016 года Алферьеву предъявили обвинение и по ч. 1 ст. 280 УК – в связи с тем же инцидентом. Поводом послужила речь Алферьева на митинге коммунистов 7 ноября 2014 года. Активист утверждал в своем выступлении, что в Государственной думе "сидит «пятая колонна», из-за которой разгорелся майдан на Украине" и "которую необходимо зачистить", а также говорил о предательстве со стороны "«Единой России», Медведева и Путина" и о том, что он готов принять участие в конфликте на Донбассе и «зачистить Россию от оккупации» при соответствующем приказе Зюганова. Как позже пояснил активист, его речь была "политическим арт-перфомансом" – пародией на выступление лидера московского отделения Евразийского союза молодежи Андрея Коваленко, которое получило определенную известность в интернете.
Как рассказала Рушана Камалова, первое дело Алферьева вел Следственный комитет, который "после проведения экспертизы посчитал, что в этой речи усматриваются признаки еще одного преступления. СК выделил материалы по возможным публичным призывам к экстремизму и направил их в ФСБ для решения вопроса о возбуждении второго уголовного дела, поскольку 280 статья Уголовного кодекса – это вотчина ФСБ. Она и возбудила. А в ноябре 2016 года заместитель прокурора Ульяновской области изъял это дело из производства ФСБ и передал в следственное управление Следственного комитета РФ по Ульяновской области. Затем дела были соединено в одно производство. В итоге СК пришел к выводу, что в действиях Алферьева отсутствуют признаки обоих преступлений и прекратил уголовное преследование".
С нашей точки зрения, слова Алферьева не подпадали под действие ст. 282 УК: мы полагаем, что власти не составляют уязвимой социальной группы, нуждающейся в защите в виде антиэкстремистского законодательства. Вопрос о правомерности преследования активиста по ст. 280 УК мы расценивали как спорный, поскольку степень общественной опасности его речи нам представлялась незначительной.