17 июля 2017 года в Тверском районном суде Москвы в ходе прений по делу о продолжении деятельности запрещенной "Армии воли народа" (АВН) (ч. 1 ст. 282.2 УК), возбужденному в отношении публициста Юрия Мухина и его соратников Валерия Парфенова, Александра Соколова и Кирилла Барабаша, прокуратура запросила по четыре года колонии общего режима для троих обвиняемых и четыре с половиной – для Юрия Мухина.
Напомним, уголовные дела по ч. 1 ст. 282.2 УК (организация деятельности экстремистской организации) в отношении бывшего лидера запрещенной АВН, главреда газеты "Дуэль" Мухина, а также Соколова и Парфенова были возбуждены летом 2015 года, все трое были арестованы. Дела были затем объединены, Мухин в августе 2015 года был отпущен под домашний арест. В декабре 2015 года аналогичное обвинение было предъявлено Барабашу, он также был арестован. В марте 2016 года прошли обыски у других активистов ИГПР "ЗОВ", в июне было выделено в отдельное производство дело об участии неустановленных лиц в запрещенной организации (ч. 2 ст. 282.2 УК). C августа 2016 года адвокаты Соколова заявляли о превышении предельного срока его содержания под стражей. В ноябре 2016 года суд приступил к рассмотрению дела.
Мухин, Соколов, Парфенов и Барабаш обвиняются в том, что, "активно занимаясь политической деятельностью, позиционируя себя в качестве оппозиционно настроенных лиц к органам государственной власти РФ", "под благовидным предлогом организации и проведения референдума" по вопросам принятия поправки к Конституции и закона "О суде народа России над президентом и членами Федерального собрания Российской Федерации" хотели продолжить деятельность экстремистской организации. При этом, по мнению следствия, "основная и единственная цель" организации состояла в распространении экстремистских материалов, однако преступный умысел активистов ИГПР "ЗОВ" не был доведен до конца, так как деятельность экстремистской организации была пресечена правоохранительными органами. Линия защиты строилась на том, что деятельность ИГПР "ЗОВ" не была продолжением деятельности АВН. Как заявлял Мухин, "Межрегиональное общественное движение "За ответственную власть" (МОД ЗОВ) было организовано за три года до закрытия АВН, а создавать инициативную группу по проведению референдума оно начало ещё в 2010 году".
Правозащитный центр "Мемориал" считает Мухина, Соколова, Парфенова и Барабаша политзаключенными. Уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова в июне 2016 года направляла в Генпрокуратуру обращение с просьбой проверки правомерности и законности принятых решений по делу Соколова. 1 августа "Репортеры без границ" призвали российские власти немедленно отпустить журналиста Соколова на свободу.
Мы полагаем, что запрет АВН, организации сталинистско-националистического толка, неоднократно замеченной в ксенофобной пропаганде, был неправомерен, поскольку решение о признании движения экстремистским опиралось лишь на запрет листовки "Ты избрал – тебе судить!", который нам представляется необоснованным. Подробнее о нашей позиции см. здесь.