Новости по теме

Ингушскому оппозиционеру предъявлено обвинение в возбуждении ненависти к республиканским властям

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».
Магомеду Хазбиеву вменяют в вину унижение достоинства чиновников и побуждение к смене власти в Ингушетии. 

24 мая 2018 года ингушскому оппозиционному активисту Магомеду Хазбиеву, обвиняемому в незаконном хранении оружия по ст. 222 и оскорблении представителя власти по ч. 1 статьи 319 УК, было предъявлено новое обвинение – по ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение ненависти или унижение достоинства по признаку принадлежности к социальной группе). Об этом сообщил адвокат Международной правозащитной группы "Агора" Андрей Сабинин, представляющий интересы Хазбиева.

Хазбиева обвиняют в возбуждении ненависти к социальной группе представителей власти на основании трехчасового видеоинтервью, которое он дал сайту Г1АЛГ1АЙЧЕ.

Сабинин приводит выдержки из заключения комплексной психолого-лингвистической экспертизы, выполненной специалистами Центра судебной экспертологии Южного федерального университета, которое легло в основу обвинения. С точки зрения экспертов, материалы содержат признаки возбуждения вражды к главе Ингушетии Юнус-Беку Евкурову и "группам лиц - представителям судебной системы, силовых структур, правительства и властных структур Республики Ингушетия в целом". Следует заметить, что подобные выводы относятся к сфере юриспруденции, а не психологии или лингвистики, и входят в компетенцию суда.

 Эксперты сочли, что в интервью Хазбиева "содержатся элементы реализованного намерения унизить человеческое достоинство (оскорбить) личности – Евкурова и групп лиц – представителей Парламента, правоохранительных органов, судебной системы, «окружения» Президента Республики, то есть всех властных структур Ингушетии", а также "признаки побуждения к смене действующей в Республике Ингушетия власти", в том числе Евкурова.

Отметим, что побуждение к смене власти, не сопряженное с призывами к противоправным действиям, относится к сфере общественной дискуссии, а не уголовного правоприменения.

Напомним также, что Верховный суд выступает против трактовки резких антиправительственных высказываний как состава ст. 282 УК: согласно постановлению ВС № 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности" от 28 июня 2011 года, критика должностных лиц, их действий и убеждений "сама по себе не должна рассматриваться во всех случаях как действие, направленное на унижение достоинства человека или группы лиц, поскольку в отношении указанных лиц пределы допустимой критики шире, чем в отношении частных лиц".

С нашей точки зрения, преследование Хазбиева по ст. 282 УК неправомерно. К сожалению, состав ст. 282 УК, включающий в себя размытое понятие "социальной группы" дает правоохранительным органам возможность преследовать граждан не только и не столько за возбуждение ненависти к уязвимым меньшинствам, сколько за критику чиновников, и суды, рассматривающие подобные дела, далеко не всегда принимают во внимание разъяснение ВС.

Сабинин указывает, что его подзащитный не признал вину ни по одному из предъявленных ему эпизодов. Хотя по обвинению по ст. 319 УК вышли сроки давности, Хазбиев не принял предложение правоохранителей прекратить уголовное преследование по нереабилитирующим обстоятельствам. Относительно обвинения в незаконном хранении оружия, он заявлял, что боеприпасы были ему подброшены. Напомним, Хазбиев был арестован в январе 2018 года, и с тех пор содержится под стражей.

Ссылки на данную статью [5]