38-летнего Андрея Шашерина, опубликовавшего ряд картинок в соцсети, отправляют на стационарную психиатрическую экспертизу.
В начале августа 2018 года стало известно об очередном случае уголовного преследования за публикацию картинок в соцсети по ч. 1 ст. 148 (оскорбление чувств верующих) и ч. 1 ст. 282 (возбуждение ненависти) в Барнауле.
38-летний Андрей Шашерин рассказал журналистам, что 5 марта в его доме и доме родителей были проведены обыски, после чего его в наручниках доставили в Центр по противодействию экстремизму регионального УМВД. Там его вынудили подписать явку с повинной о том, что он умышленно размещал в соцсети "ВКонтакте" изображения, направленные против групп лиц, выделенных по национальному и религиозному признаку. Впоследствии Шашерин отказался от своих показаний. По результатам амбулаторной психиатрической экспертизы 24 июля 2018 года Ленинский районный суд Барнаула направил Шашерина в психиатрический стационар, тот 2 августа подал апелляционную жалобу на это решение.
В материалах дела присутствует экспертное заключение АНО "Лингвистический экспертно-консультационный центр". Эксперты исследовали 36 изображений, сохранённых в соцсети Шашериным. Одна из картинок касалась скандала с ретушированными часами на фотографии патриарха Кирилла – в меме Иисус Христос спрашивает у патриарха: "Время не подскажешь?", на что тот отвечает нецензурно. В этой картинке эксперты нашли "нарушение норм коммуникативной этики, имеющей неприличную форму, нарушение норм религиозной этики в неприличной форме и дискредитацию администрации РПЦ". Кроме того, как минимум в двух изображениях эксперты обнаружили "негативное отношение к русским" и "негативное отношение к уроженцам Кавказа и Средней Азии и признаки возбуждения вражды и ненависти в отношении группы лиц, побуждение к враждебным действиям".
К сожалению, мы не знаем, обвиняется ли Шашерин в публикации только трех этих изображений. Если это так, то преследование его по ст. 148 УК неправомерно. Мы убеждены в том, что понятие "оскорбление чувств верующих", введенное в состав ст. 148 УК, не имеет и не может иметь четкого юридического смысла, а упомянутое изображение на религиозную тему не содержало никаких агрессивных призывов, и привлечение к ответственности за его публикацию в принципе неправомерно.
Что касается других картинок, то мы не можем однозначно говорить о неправомерности преследования по ст. 282 УК за их публикацию. В обоих этих изображениях прослеживается связь высказывания с насилием, причем если первую картинку можно трактовать как политическую сатиру, то вторая несет однозначный агрессивный расистский призыв.