С момента возникновения Федерального списка экстремистских материалов случаи применения санкций в отношении сотрудников библиотек стали регулярными. Несмотря на то, что претензии к библиотекарям формально обоснованы антиэкстремистским законодательством, мы не считаем их правомерными, так как это законодательство находится в противоречии с законом "О библиотечном деле". Подробнее об этом см. здесь.
Кроме того, антиэкстремистские санкции в отношении библиотек за отсутствие у них списка экстремистских материалов, на наш взгляд, выглядят имитацией активности, призванной искусственно раздуть соответствующую статистику.
Мы объединили эти случаи в единый список, первая часть которого охватывает период с июля 2008 года по июнь 2011-го, вторая – с июля 2011 года по июнь 2012-го, третья – с июля 2012 года по конец 2014-го, четвертая – с января по декабрь 2015 года, пятая – с января по декабрь 2016 года, шестая – с января по декабрь 2017 года, седьмая – с января по декабрь 2018 года. Продолжение списка – перед вами.
10 декабря 2019 года Северо-Западная транспортная прокуратура сообщила, что Карельская транспортная прокуратура в ходе проверки в Беломорско-Онежском филиале Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова установила, что в библиотеке образовательного учреждения не велись своевременное обновление федерального списка экстремистских материалов и сверки библиотечного фонда с ним. Директору филиала было внесено представление.
10 декабря 2019 года прокуратура Иркутской области сообщила, что прокуратура Нукутского района провела проверку в школах района и установила, помимо прочего, что в библиотеках нескольких из них отсутствовала актуальная редакция Федерального списка экстремистских материалов. По результатам проверки прокуратура внесла четыре представления директорам школ.
12 ноября 2019 года прокуратура Вологодской области сообщила, что в ходе проверки Тотемского политехнического колледжа в Никольске прокуратура Никольского района установила, помимо прочего, что в библиотеке использовался Федеральный список экстремистских материалов, актуальный по состоянию на 10 ноября 2017 года (то есть он не обновлялся в течение почти двух лет), а сверка фондов и поступающей литературы со списком в 2018–2019 годах проводилась не в полном объеме. Директору колледжа было внесено представление.
30 августа 2019 года прокуратура Белгородской области сообщила, что прокуратура Краснояружского района внесла три представления в адрес руководителей Илёк-Пеньковской и Репяховской средних общеобразовательных школ, а также Центральной библиотеки Краснояружского района. В библиотеках школ и района списки экстремистских материалов не были обновлены: в них отсутствовали свыше 300 пунктов.
29 июля 2019 года стало известно, что в Республике Алтай прокуратура Онгудайского района внесла представление в адрес директора "Онгудайского районного культурно-досугового центра". В ходе проверки было установлено, что в библиотеке центра не проводится "сверка имеющейся литературы с актуализированным списком экстремистской литературы".
17 июля 2019 года стало известно, что Великолукская транспортная прокуратура внесла представление в адрес начальника дирекции социальной сферы Октябрьской железной дороги (филиала ОАО "РЖД") в связи с тем, что в детском оздоровительном лагере "Юный железнодорожник" отсутствовала свежая версия Федерального списка экстремистских материалов, с которым библиотеки детских учреждений обязаны сверять свои фонды.
9 июля 2019 года прокуратура Тамбовской области сообщила, что прокуратура Моршанска внесла представление директору Межпоселенческой центральной библиотеки Моршанского района. В библиотеке была утверждена инструкция о ежеквартальных сверках библиотечных фондов филиалов с Федеральным списком экстремистских материалов. Однако в одном из филиалов сверки за четвертый квартал 2018 года и первый квартал 2019 не проводились.
5 июня 2019 года прокуратура Республики Алтай сообщила, что прокуратура Майминского района в ходе проверки обнаружила, что в одной школе, в частности, "несвоевременно обновляется список экстремистских материалов, в связи с чем учителя не имеют полных сведений о литературе, признанной запрещенной". В адрес директора школы было внесено представление.
29 мая 2019 года прокуратура Республики Алтай сообщила, что прокуратура Усть-Канского района внесла в адрес директора МБОУ "Ябоганская СОШ" представление об устранении нарушений законодательства и проведении регулярных сверок школьного библиотечного фонда с Федеральным списком экстремистских материалов на предмет выявления запрещенной литературы, поскольку проверка выявила, что до сих пор такая работа не проводилась.
28 мая 2019 года прокуратура Калужской области сообщила, что прокуратура Обнинска принесла восемь протестов на локальные акты образовательных организаций города. В ходе проверки было установлено, что в этих учреждениях положения о библиотеках не содержали прямого запрета на распространение экстремистской литературы, а также не был определен порядок проведения сверок библиотечного фонда и поступающей литературы с Федеральным списком экстремистских материалов.
29 апреля 2019 года прокуратура Тульской области сообщила, что прокуратура Веневского района внесла представления в адрес директоров Рассветской общеобразовательной школы, Бельковского и Кукуйского центров образования. В библиотеках этих образовательных учреждений отсутствовал федеральный список экстремистских материалов и не проводились сверки фондов и поступающей литературы с ним. Кроме того, было внесено представлени в адрес председателя комитета по образованию администрации района.
11 апреля 2019 года прокуратура Саратовской области сообщила, что Ртищевская межрайонная прокуратура внесла представление директору средней общеобразовательной школы № 4 Ртищева. В школьной библиотеке ненадлежащим образом проводились сверки фонда с Федеральным списком экстремистских материалов. Последняя сверка проводилась по Федеральному списку, насчитывавшему 4377 пунктов, в то время как на момент проверки прокуратуры в него входило уже 4868 позиций.
8 апреля 2019 года прокуратура Пермского края сообщила, что прокуратура Бардымского муниципального района установила в ходе проверки, помимо прочего, что в девяти школах "надлежащее проведение сверок библиотечного фонда с Федеральным списком экстремистских материалов, иной запрошенной и ограниченной для детей информации не ведется". Директорам школ внесены представления.
2 апреля 2019 года прокуратура Севастополя сообщила, что прокуратура Ленинского района внесла представления директорам средних общеобразовательных школ № 4 и 38. В школьных библиотеках этих учреждений не были своевременно проведены сверки с Федеральным списком экстремистских материалов.
31 марта 2019 года прокуратура Рязанской области сообщила, что прокуратура Кораблинского района внесла представление директору Кораблинской средней школы № 2. Федеральный список экстремистских учреждений, имевшийся в распоряжении этого учебного заведения, включал всего 3032 пункта, в то время как актуальная на момент прокурорской проверки версия должна была состоять из 4868 материалов.
22 февраля 2019 года прокуратура Томской области сообщила, что прокуратура Первомайского района внесла руководителю центральной библиотечной системы района представление об устранении нарушений закона. В ходе проверки в местных биббиотеках было установлено, что в 2018 году они не проводили сверки поступающей и имеющейся в фондах литературы с Федеральным списком экстремистских материалов.
18 февраля 2019 года прокуратура Карачаево-Черкесской Республики сообщила, что прокуратура Малокарачаевского района направила в суд 15 исковых заявлений об обязании администраций школ осуществлять регулярное обновление Федерального списка экстремистских материалов. В ходе проверки было установлено, что список в школьных библиотеках не обновлялся с октября 2018 года – между тем, отмечает прокуратура, в декабре он многократно пополнялся.
18 февраля 2019 года Вольская межрайонная прокуратура Саратовской области сообщила, что принесла протесты на положения о библиотеках семи школ Вольска. Локальные акты позволяли свободно формировать фонды школьных библиотек и не содержали запрет на оборот информационной продукции, запрещенной к распространению среди детей, а также не определяли порядок проведения сверок литературы с Федеральным списком экстремистских материалов.
29 января 2019 года прокуратура Тульской области сообщила, что Богородицкая межрайонная прокуратура внесла представления руководителям средней школы № 19 и центра образования № 14. Проверка показала, что в школе № 19 имелось положение о библиотеке, однако в нем не было прямого запрета на распространение экстремистской литературы и не была установлена обязательность проведения сверок библиотечного фонда и поступающей литературы с Федеральным списком экстремистских материалов. Более того, пополнение фонда библиотеки велось не только централизованным путем, но и посредством получения в дар литературы от физических лиц и от общественной организации. При этом приказ о закреплении за конкретным лицом обязанности сверки книг, поступающих в фонд таким образом, со списком экстремистских материалов не издавался. В центре образования № 14 были выявлены аналогичные нарушения.