30 сентября 2019 года мировой суд участка №8 Кировского района Иркутска вынес решение по делу анархиста Дмитрия Литвина, обвиняемого по ч. 1 ст. 148 УК. Суд признал Литвина виновным в оскорблении чувств верующих и назначил ему 100 часов обязательных работ, однако Литвин был освобождён от процессуальных издержек и от наказания – в связи с истечением срока давности производства по делу.
Литвину инкриминировалась публикация в 2015 году в соцсети "ВКонтакте" четырех изображений. На первом из них изображен непристойный жест на фоне церкви с подписью "Православие – наша сила"; на второй Иисус Христос и Богородица ведут диалог, в котором выражают сомнения в достоверности чудес претворения воды в вино и непорочного зачатия; на третьей мальчик в пионерском галстуке держит в руках лягушку с головой Гитлера, которая облизывает ногу девушки в платье, похожем на укороченную католическую рясу; четвертая – изображение "мужчины, напоминающего Иисуса Христа, с поднятыми руками, сидящего на кровати рядом с девушкой".
Суд нашел признаки оскорбления чувств верующих лишь в изображении неприличного жеста на фоне храма, а в отношении других изображений не усмотрел "нарушения установленных норм и правил".
Суд отказался приобщать к делу экспертизу, предоставленную защитой. Литвин заявил о большом количестве нарушений, допущенных, по его мнению, судом при рассмотрении его дела, и о готовности обжаловать это решение.
Ранее активист отказался от прекращения уголовного преследования по нереабилитирующему основанию – в связи с истечением срока давности.
Напомним, уголовное дело против Литвина было возбуждено в апреле 2017 года, тогда в Иркутске прошла серия обысков у Литвина и других анархистов. Через год Литвину было предъявлено обвинение, в котором было 15 эпизодов оскорбления чувств верующих, но впоследствии в финальной редакции обвинения остались только четыре эпизода. и общественной опасности публикация этих изображений не представляла.
Мы расценивали преследование Литвина как неправомерное, поскольку в опубликованных им изображениях не содержалось агрессивных призывов, и общественной опасности их публикация не представляла. На наш взгляд, не было оснований и для вынесения ему обвинительного приговора. В целом, мы убеждены, что понятие "оскорбление чувств верующих", введенное в состав ст. 148 УК, вообще не имеет четкого юридического смысла и должно быть исключено из законодательства.