В марте 2008 года Рособразование (позднее упраздненное и переформированное в Минобрнауки)
снабдило все российские школы пакетами лицензионного программного обеспечения, в которые входит программа контентной фильтрации доступа в интернет. Как оказалось, эта программа не справляется с поставленной задачей, что было выяснено в результате прокурорских проверок по всей стране.
Совершенно очевидно, что вина за то, что школьники, несмотря на фильтры доступа, имеют возможность посещать со школьных компьютеров неонацистские и другие неподобающие сайты, лежит не только на школах, не обновляющих с необходимой регулярностью программное обеспечение, но и на Минобрнауки, установившем недостаточно эффективный продукт. Отметим, что далеко не все пункты Федерального списка экстремистских материалов оформлены таким образом, что их можно использовать как руководство к действию (иногда, если речь идет о сайте, его адрес может быть отражен не полностью или даже вовсе отсутствовать, а названия книг и статей приводятся без выходных данных).
Кроме того, мы не можем не отметить, что сама по себе идея бороться при помощи фильтров с экстремизмом в школах нам кажется неверной. Во-первых, любой фильтр может быть при желании обойден, а во-вторых, в принципе невозможно составить исчерпывающий список адресов и ключевых слов.
Тем не менее, прокуратуры повсеместно и регулярно наказывают за это местных чиновников и руководство школ. Мы считаем, что за несовершенство системы контентной фильтрации должно отвечать Минобрнауки, а нерадивость руководства школ, не обновляющих программу, – проблема скорее трудовой дисциплины, чем охраны правопорядка. Аналогичным образом мы относимся к претензиям прокуратур к руководству образовательных учреждений по поводу доступа к ресурсам из Единого реестра запрещенных сайтов - в тех случаях, когда известно о попытках школы или вуза пресечь этот доступ.
Мы объединили подобные случаи в единый список, первая часть которого охватывает период с декабря 2009 по июнь 2011 года, вторая – период с июля 2011 года по июнь 2012-го, третья – с июня 2012 года по ноябрь 2013-го, четвертая – с ноября 2013 года по конец 2014-го, пятая – с января по декабрь 2015 года, шестая – с января по декабрь 2016 года, седьмая – с января по декабрь 2017 года, восьмая – с января по декабрь 2018 года. Продолжение этого списка – перед вами.
3 декабря 2019 года прокуратура города Котовска Тамбовской области в результате проверки в одном из местных учебных заведений обнаружила, что на компьютерах в учебных и административных помещениях есть доступ к сайтам с материалами, признанными экстремистскими. В адрес директора учреждения было внесено представление, а также требование привлечь ответственных к личной и дисциплинарной отвественности. Однако, по согласно сообщению прокуратуры, в школе были "установлены лица, ответственные за организацию указанной работы [с "Федеральным списком экстремистских материалов"] и определен порядок их работы с [признанными экстремистскими] документами". Из сообщения неясно, были ли в школах установлены контент-фильтры, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура явно указала бы на их отсутствие.
18 июля 2019 года прокуратура Саратовской области сообщила, что суд удовлетворил иск прокуратуры Духовницкого района об обязании средней общеобразовательной школы им. Героя Советского Союза В. И. Лаврова в селе Горяйновке обеспечить надлежащую работу системы контентной фильтрации. В ходе проверки было установлено, что в школе организован неограниченный и круглосуточный доступ в интернет с использованием контент-фильтра. Однако проверяющим удалось через одну из поисковых систем удалось воспользоваться материалами сайта, на котором размещена видеозапись, включенная в Федеральный список экстремистских материалов.
15 июля 2019 года прокуратура Челябинской области сообщила, что прокуратура города Коркино внесла в адрес ряда местных школ представления об устранении нарушений законодательства в связи с тем, что установленная на из компьютерах система контент-фильтрации не обеспечивает надлежащее блокирование экстремистских материалов. Сообщается, что по результатам рассмотрения представлений должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности, а нарушения устранены.
15 июля 2019 года прокуратура Челябинской области сообщила, что суд удовлетворил иск прокуратуры Уйского района и оштрафовал руководителей двух местных школ на пять тысяч рублей каждого по ч. 1 ст. 6.17 КоАП (нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию) за то, что со школьных компьютеров был возможен доступ к материалам, признанным экстремистскими. Из сообщения неясно, были ли в школах установлены контент-фильтры, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура явно указала бы на их отсутствие.
5 июня 2019 года прокуратура Республики Алтай сообщила, что прокуратура Майминского района внесла представления директорам трех школ. По результатам проверки оказалось, что из компьютерных классов нескольких школ можно получить доступ к экстремистским материалам и другой нежелательной для информации, вредной для несовершеннолетних. Из сообщения неясно, были ли в школах установлены контент-фильтры, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура явно указала бы на их отсутствие.
27 мая 2019 года прокуратура Республики Алтай сообщила, что прокуратура Горно-Алтайска внесла представления в адрес директоров четырех городских образовательных учреждений. Поводом послужило то, что установленная на компьютерах в кабинетах информатики система контент-фильтрации не в полной мере ограничивала доступ к запрещенной информации, включая экстремистские материалы. Сообщается, что нарушения были устранены, три лица привлечено к дисциплинарной ответственности.
24 мая 2019 года прокуратура Саратовской области сообщила, что директор Краснокутского зооветеринарного техникума был оштрафован на 5 тысяч рублей по ч. 1 ст. 6.17 КоАП (нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию) после того, как Краснокутская районная прокуратура выявила, что установленная на компьютерах учебного заведения система контент-фильтрации не в полной мере блокирует доступ к "информации экстремистского характера".20 мая 2019 года прокуратура Магадана в ходе проверки МБОУ СОШ №7 обнаружила, что в кабинете информатики компьютер позволяет получить доступ к книге Б.С. Миронова "Русский национализм" (п. 4868 Федерального списка экстремистских материалов). Проверяющие заключили, что система контентной фильтрации применялась в школе "не в полном объеме", в связи с чем в адрес директора было внесено представление.
6 мая 2019 года прокуратура Костромской области сообщила, что прокуратура Межевского района внесла представления директорам трех школ, где с компьютеров в кабинетах информатики можно было получить доступ к контенту, включенному в Федеральный список экстремистских материалов. Из сообщения неясно, были ли в школах установлены контент-фильтры, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура явно указала бы на их отсутствие.
30 апреля 2019 года прокуратура Челябинской области сообщила, что постановлением мирового судьи директору Миасского медицинского колледжа назначено наказание в виде штрафа в размере 5 тыс. рублей по ч. 1 ст. 6.17 КоАП (нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию). В ходе проверки прокуратура Миасса совместно с территориальным отделом УФСБ установила, что из учебной аудитории колледжа можно получить доступ к аудиозаписи, которая включена в Федеральный список экстремистских материалов. Из сообщения неясно, был ли в колледже установлен контент-фильтр, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на его отсутствие. Прокуратура также отметила в пресс-релизе, что ранее аналогичные штрафы были назначены руководителям трех образовательных учреждений (нам известно о двух штрафах в 2017 году и одном – в 2018-м; во всех случаях речь шла либо о медицинском, либо о геологоразведочном колледже).
17 апреля 2019 года прокуратура Липецкой области сообщила, что Грязинская межрайонная прокуратура внесла представление в адрес директора Грязинского технического колледжа. Проверка показал, что в колледже всем посетителям предоставлялся беспроводной доступ к интернету, при этом пользователи могли получить доступ к экстремистским материалам, а также к ресурсам с информацией о способах суицидов и об изготовлении наркотических веществ. Из сообщения неясно, был ли в школе установлен контент-фильтр, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура указала бы на его отсутствие.
16 апреля 2019 года Северо-Западная транспортная прокуратура сообщила, что Архангельская транспортная прокуратура внесла представление директору Арктического морского института им. В. И. Воронина (филиала Государственного университет морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова). В ходе прокурорской проверки было установлено, что установленная в учреждении система контентной фильтрации работала неэффективно: она не предотвращала получение доступа к материалам, признанным экстремистскими.
6 февраля 2019 года прокуратура Республики Марий Эл сообщила, что прокуратура Йошкар-Олы потребовала от руководителей трех школ города внести изменения в правила пользования интернетом. В этих локальных актах, утвержденных директорами школ, было указано, что "школа не несет ответственности за случайный доступ к информации, в том числе экстремистской направленности, не имеющей отношения к образовательному процессу и содержание которой противоречит законодательству Российской Федерации". С точки зрения прокуратуры, обязанность обеспечивать защиту от вредной для несовершеннолетних информации возложена на школы подп. 2 п. 6 ст. 28 ФЗ "Об образовании", в котором говорится о создании "безопасных условий обучения, воспитания обучающихся".
28 января 2019 года прокуратура Вологодской области сообщила, что в 2018 году прокуратура Бабушкинского района в ходе проверки Бабушкинской средней общеобразовательной школы выявила, что учащиеся имели свободный доступ к вредной для несовершеннолетних информации, в том числе к экстремистским материалам. Какая меры прокурорского реагирования была избрана, не уточняется. Из сообщения неясно, был ли в школе установлен контент-фильтр, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура более явно указала бы на его отсутствие.
10 января 2019 года прокуратура Нижегородской области сообщила, что Сергачская межрайонная прокуратура установила в ходе проверки, что в двух общеобразовательных учреждениях Краснооктябрьского района на школьных компьютерах в кабинетах информатики не функционировали контент-фильтры. В результате дети имели доступ к экстремистским материалам. Главе администрации Краснооктябрьского района было внесено представление об устранении допущенных нарушений. Из сообщения не вполне понятно, были ли контент-фильтры установлены, однако мы исходим из того, что в противном случае прокуратура более явно указала бы на их отсутствие.