Новости по теме

ЕСПЧ коммуницировал жалобу "ловца покемонов" Соколовского

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

Коммуницирована жалоба блогера Руслана Соколовского, который в 2017 году был признан виновным в возбуждении ненависти и оскорблении чувств верующих.


30 января 2020 года стало известно, что Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) коммуницировал жалобу блогера Руслана Соколовского. В 2017 году он был приговорен к условному сроку по ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение ненависти), ч. 1 ст. 148 УК (публичные действия, направленные на оскорбление чувств верующих) и ст. 138.1 УК (незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации), а позже освобожден от наказания в связи с частичной декриминализацией ст. 282 УК. Об этом сообщил адвокат международной правозащитной группы "Агора" Алексей Бушмаков.

Обвинения в возбуждении ненависти и оскорблении чувств верующих были предъявлены Соколовскому за публикацию видеороликов, изобилующих провокационными высказываниями, прежде всего атеистического свойства, в том числе сюжета о ловле покемонов в екатеринбургском соборе Покрова на Крови (подробнее о роликах Соколовского мы писали здесь); его также обвиняли в приобретении "шпионской ручки". Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга приговорил его к трем с половиной годам условно. Свердловский областной суд исключил обвинение в обороте специальных технических средств, установив только факт хранения ручки, и снизил Соколовскому наказание до двух лет и трех месяцев условно. В мае 2019 года в связи с частичной декриминализацией ст. 282 УК это обвинение с него также было снято, а по оставшимся его приговорили к шести месяцам ограничения свободы, но эту часть наказания он уже отбыл, что полностью погасило его судимость.

Жалоба в ЕСПЧ касается необоснованного заключения под стражу и под домашний арест. Соколовский также считает, что было нарушено его право на справедливое судебное разбирательство, в том числе тем, что приговор был основан на экспертизе, проведенной Юлией Тагильцевой, у которой нашлись совместные публикации с руководством ЦПЭ. Наконец, в жалобе отмечено, что вмешательство государства в сферу выражения личного мнения гражданина изначально было необоснованным, отметил Бушмаков. ЕСПЧ задал российским властям, в частности, вопросы по каждому из видеороликов, публикацию которых вменяли в вину Соколовскому.

Преследование Соколовского как по ст. 282 УК, так и по ст. 148 УК мы оценивали как неправомерное. В действиях блогера можно было усмотреть лишь унижение достоинства по религиозному признаку, однако мы всегда настаивали на его выведении из состава ст. 282 УК, поскольку такие действия не представляют серьезной опасности для общества. Мы также выступаем против поправок, согласно которым в состав ст. 148 УК было введено "оскорбление чувств верующих", поскольку считаем, что это неопределенное понятие не имеет и не может иметь четкого юридического смысла, и процесс Соколовского ярко это продемонстрировал.

Ссылки на данную статью [2]