Новости по теме

Утверждено обвинительное заключение по делу Светланы Прокопьевой

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».
Дело журналистки, обвиняемой в оправдании терроризма, вскоре будет передано в суд.

16 марта 2020 года прокуратура Псковской области утвердила обвинительное заключение по делу журналистки Светланы Прокопьевой, в ближайшее время дело будет передано в суд. На сегодняшний день Прокопьева находится под подпиской о невыезде.

Сотрудницу "Радио Свобода" Светлану Прокопьеву обвиняют по ч. 2 ст. 205.2 УК (публичное оправдание терроризма в СМИ). О возбуждении дела стало известно в феврале 2019 года. Поводом стала вышедшая в эфир радиостанции "Эхо Москвы в Пскове" в ноябре 2018 года передача Прокопьевой "Минутка просветления". Расшифровка эфира была опубликована на сайте "Псковская лента новостей".

Речь идет о выпуске, посвященном взрыву в приемной УФСБ в Архангельске. Анализируя это событие, Прокопьева рассуждала о том, что действия совершившего взрыв молодого человека были обусловлены репрессивной политикой государства, которое ограничивает возможности для цивилизованной политической борьбы и выражения мнения и проявляет жестокость в отношении граждан. Журналистка отметила, что велик риск того, что молодежь, растущая в атмосфере жестокости государства, будет отвечать государству тем же.

Как "Эхо Москвы в Пскове", так и "Псковская лента новостей" в декабре получили за этот материал предупреждения Роскомнадзора. 30 августа Псковский городской суд оставил эти предупреждения в силе. 6 февраля радиостанцию оштрафовали по ч. 6 ст. 13.15 КоАП на 150 тыс. рублей. 7 февраля по аналогичному делу мировой суд оштрафовал на 200 тыс. рублей ООО "Гражданская пресса", которое выпускает сайт "Псковская лента новостей".

19 октября 2019 года расследование дела было завершено. Однако 24 декабря 2019 года стало известно, что прокуратура вернула дело Прокопьевой следователю.

23 января 2020 года Прокопьева сообщила, что после возврата дела из прокуратуры следствие назначило новую экспертизу по ее делу. Это обусловлено тем, что дополнительная комплексная судебная психолого-лингвистическая экспертиза, проведенная в Северо-Западном региональном центре судебной экспертизы Минюста, установила наличие лингвистических и психологических признаков оправдания терроризма в текстовой версии материла, но не в аудиозаписи: только в тексте есть заголовок "Репрессии для государства", фотографии и "выносы" (форматирование отдельных предложений курсивом и увеличенным размером шрифта); при этом вопрос о признаках пропаганды терроризма перед экспертами не ставила.

Новую комплексную психолого-лингвистическую экспертизу по делу провели эксперт-лингвист из Хакасского государственного университета Юлия Байкова и психолог-лингвист, директор центра психологического сопровождения "Консорциум" Ольга Якоцуц.

Эксперты пришли к следующим выводам (ниже сохранена орфография авторов заключения):

  • визуальный и смысловой выбор читателем/слушателем ключевых модальностей, заложенных в тексте, способствует формированию негативного представления о государстве, в котором живет человек, формирует негативную и враждебную установку в отношении представителей правоохранительных органов и прочих государственных структур, которым государство делегирует свое право на применение силы (силовые министерства, силовые ведомства, силовые структуры), определяет возможность физического насилия в виде «самоподрыва», как эффективного способа воздействия на решения власти;
  • с целью воздействия на читателя/слушателя, автор статьи использует ряд признаков речевого и психологического воздействия посредством факторного анализа, повторяющихся событий и их аналогии, доказывает, убеждает, внушает читателям/слушателям мысль об эффективности форм физического насилия в виде «самоподрыва» в отношении представителей власти и правоохранительных органов;
  • в целом описательная часть статьи, рассматривая условия возникновения события «31 октября в г. Архангельске» и условия формирования личности «подрывника», использовавшего метод «самоподрыва» для разговора с «властью», определяет действия, связанные с устрашением кого-либо и создающие опасность гибели людей, как исторически проверенные и эффективные способы воздействия, что позволяет признать идеологию и практику насилия правильными, нуждающимися в поддержке и подражании.
  • С нашей точки зрения, выводы экспертов Байковой и Якоцуц не основаны на тексте Прокопьевой. Ее рассуждения о том, что репрессивная политика государства подталкивает молодежь к насилию, не содержат никакого намека на то, что насильственные методы воздействия на власть являются эффективными, правильными и нуждаются в поддержке и подражании.

    Напомним, в октябре 2019 года СПЧ обратился к прокурору Псковской области с заявлением, в котором предложил прекратить преследование Прокопьевой. В заявлении со ссылкой на заключение Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам (ГЛЭДИС) говорилось, что высказывания Прокопьевой не содержали в себе признаков оправдания терроризма. По мнению СПЧ, журналистка рассуждала об "общественной опасности подавления со стороны государства протестной активности граждан", которое отражается на настроениях молодежи. В Совете отметили, что подобная точка зрения "хорошо известна в русской общественной жизни", и подчеркнули, что журналисты должны иметь право свободно высказываться на тему "психологических аспектов терроризма".

    Ссылки на данную статью [7]