Активистку Полюдову обвиняют в публичном оправдании терроризма за неопубликованное видео о стрельбе на Лубянке в декабре 2019 года.
14 сентября 2020 года адвокат международной правозащитной группы "Агора" Леонид Соловьев сообщил, что находящейся в СИЗО активистке "Левого сопротивления" Дарье Полюдовой предъявлено новое обвинение по ч. 1 ст. 205.2 УК (публичное оправдание терроризма).
Оно связано с видеозаписью, сохраненной в телефоне Полюдовой. На видео она в разговоре с соратником комментировала вооруженное нападение на здание ФСБ на Лубянке, которое 19 декабря 2019 года устроил Евгений Манюров. С точки зрения следствия, высказывания Полюдовой с одобрением действий Манюрова могли услышать находившиеся вокруг нее люди.
Мы сомневаемся в наличии достаточных оснований для предъявления такого обвинения. Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 205.2 УК, подразумевает, что высказывания сделаны публично, то есть адресованы группе либо неопределенно широкому кругу лиц. Однако в данном случае неясно, слышал ли и мог ли услышать слова Полюдовой кто-либо, за исключением ее собеседника. Если же их все-таки кто-то услышал, то вряд ли таких людей было много. Субъективная же сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Если речь идет именно о частном разговоре, не предназначенном для чужих ушей, это значит, что и преступного умысла у Полюдовой в данном случае не было.
В январе 2020 года в отношении Полюдовой было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 280.1 УК (публичные призывы к сепаратизму) и ч. 2 ст. 205.2 УК (публичное оправдание терроризма в интернете). 16 января суд заключил ее под стражу, впоследствии эта мера пресечения продлевалась. Обвинения связаны с одиночным пикетом, записанным YouTube-каналом "Градус-ТВ", в ходе которого активистка призвала жителей Курильских островов провести референдум по вопросу выхода из состава Российской Федерации, и двумя публикациями во "ВКонтакте". В первом посте, сопровожденном картой гипотетического распада России, Полюдова обосновывала свою точку зрения по этому вопросу, ссылаясь на ленинское понимание права наций на самоопределение. Второй представлял собой репост записи другого активиста, содержавший одобрение насильственного сепаратизма со ссылкой на пример вооруженной борьбы чеченских сепаратистов и сопровожденный мемом с Шамилем Басаевым. Мы не можем дать однозначную оценку правомерности этих обвинений, так как Полюдова, хотя и не занималась систематической пропагандой насилия от своего имени, действительно распространяла призывы к вооруженной сепаратистской борьбе, не дистанцируясь от них.
Ранее, в декабре 2015 года, Полюдова была приговорена Октябрьским районным судом Краснодара к двум годам лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении с лишением права заниматься преподавательской деятельностью и работать в СМИ; в марте 2016 года краевой суд утвердил это решение. Отбывала наказание Полюдова до октября 2017 года. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) коммуницировал ее жалобы на ход следствия и приговор. Активистку осудили по ч. 2 ст. 280.1 УК за републикацию в соцсети "ВКонтакте" записи о том, что этнические украинцы на Кубани требуют присоединения к Украине, по ч. 1 ст. 280 УК (публичные призывы к экстремизму) за фото пикета с плакатом "Не война с Украиной, а революция в России" и по ч. 2 ст. 280 УК за публикацию призыва выйти на площадь и свергнуть режим. Мы считаем, что этот приговор Полюдовой был частично неправомерным, частично непропорциональным. Подробнее о нашей позиции по первому уголовному делу Полюдовой см. здесь.