Новости по теме

Начался суд по делу лидеров протеста в Ингушетии

В Кисловодске начался суд над организаторами протеста против изменения границы между Ингушетией и Чечней в 2019 году. С нашей точки зрения, вменяемые им в вину деяния не содержали признаков экстремизма.


24 ноября 2020 года Кисловодский городской суд Ставропольского края приступил к рассмотрению дела семи лидеров оппозиции в Ингушетии – Ахмеда Барахоева, Мусы Мальсагова (председателя ингушского отделения Российского Красного креста), Исмаила Нальгиева, Зарифы Саутиевой, Малсага Ужахова (председателя ныне ликвидированного Совета тейпов ингушского народа), Багаудина Хаутиева и Бараха Чемурзиева. Они организовывали протест против изменения границы между Ингушетией и Чечней и участвовали в митинге 27 марта 2019 года на площади у Национальной телерадиокомпании (НТРК) "Ингушетия" в Магасе, который сопровождался столкновениями с Росгвардией.

Всех их обвиняют в организации насилия по мотиву политической вражды в отношении представителей власти в связи с исполнением ими своих обязанностей (ч. 3 ст. 33 и ч. 2 ст. 318 УК). Мальсагову, Барахоеву и Ужахову также предъявлено обвинение в организации экстремистского сообщества (ч. 1 ст. 282.1 УК), а остальным – в участии в нем (ч. 2 ст. 282.1 УК). Ужахову к тому же предъявили обвинение в организации создания некоммерческой организации, сопряженной с побуждением граждан к совершению иных противоправных деяний, по мотивам политической вражды (ч. 3 ст. 33 и ч. 2 ст. 239 УК), а Барахоеву – в участии в этой организации (ч. 3 ст. 239 УК) и, как следует из карточки дела на сайте суда, в неисполнении обязанности по подаче уведомления об иностранном гражданстве (ст. 330.2 УК).

При возбуждении уголовных дел следствие утверждало, что Ужахов, Барахоев и Мальсагов, объединенные политической враждой к президенту республики Юнус-Беку Евкурову, создали экстремистское сообщество, которое распространяло призывы к участию в несогласованных акциях протеста в СМИ и соцсетях, и организовывали такие акции. А митинг 27 марта 2019 года объявили бессрочным до выполнения требования протестующих, тем самым "осуществляя психологическую мотивацию и стимулирование" участников митинга проявить неподчинение и применить насилие в отношении представителей власти, что и привело к столкновениям.

Всем перечисленным активистам не вменяется в вину применение насилия или угроза применения такового. Однако целый ряд участников столкновений в Магасе в 2019 и 2020 годах был осужден за применение насилия в отношении представителей власти, совершенное по мотиву политической вражды.

Мы считаем неправомерным обвинения ингушских активистов как по ст. 282.1, так и по ст. 318 УК. По версии следствия, активисты преднамеренно подталкивали участников митинга к применению насилия в отношении представителей власти по мотиву политической вражды, когда, "манипулируя этническими обычаями" и "провокационно взывая к мужскому достоинству и национальному единству", призывали их любыми способами защитить старейшин и женщину (Саутиеву). У нас нет оснований считать ни что активисты заранее спланировали провокацию насилия, ни вообще что эти призывы (вне зависимости от того, были они запланированы заранее или озвучены спонтанно) имели цель мотивировать собравшихся к насилию. Следовательно, с одной стороны, невозможно считать объединение активистов экстремистским сообществом, то есть группой лиц, созданной для подготовки преступлений экстремистской направленности. С другой стороны, эти призывы невозможно рассматривать и как действия по организации применения насилия.


Саутиева 10 марта 2021 года была переведена под домашний арест, другие обвиняемые остались под стражей. 16 марта Ставропольский краевой суд вернул ее в СИЗО.

Ахмед Погоров, подозреваемый по ч. 3 ст. 33, ч. 2 ст. 318 УК и по ч. 2 ст. 282.1 УК, находился в розыске. 26 февраля 2021 года он был задержан в своем доме в Карабулаке.

Ссылки на данную статью [4]