Жителя Курска арестовали за сатирический видеоролик с Томом и Джерри со свастикой, а также публикации с упоминанием криминальной субкультуры АУЕ, признанной экстремистским движением.
20 марта 2021 года Промышленный районный суд Курска арестовал на пять суток 18-летнего местного жителя по трем протоколам, составленным ч. 1 ст. 20.3 КоАП (публичное демонстрирование запрещенной символики).
Поводом, как сообщил представлявший его юрист, стали "аудиозаписи с упоминанием АУЕ и видеоролик, в котором мышь Джерри с серпом и молотом побеждает под звук гимна СССР кота Тома, на котором изображен красный флаг со свастикой".
Мы склонны считать, что курянина привлекли к ответственности неправомерно. За подобные видео с Томом и Джерри пользователей соцсетей уже пытались привлечь к ответственности в нескольких регионах, мы полагаем, что оснований для этого не было: наказывать за демонстрирование нацистской символики следует только в том случае, если она нацелена на пропаганду соответствующей идеологии. К тому же, согласно примечанию, внесенному в ст. 20.3 КоАП, положения статьи не распространяются на случаи использования нацистской атрибутики, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской идеологии.
Что касается аудиозаписей с упоминанием АУЕ, то аудиозаписи сами по себе никакой символики или атрибутики не содержат; можно предположить, что публикации курянина были сопровождены изображениями с символикой АУЕ. В целом же, запрет криминальной субкультуры АУЕ как экстремистского движения нам представляется сомнительным. Мы считаем, что идеология преступного мира и субкультуры АУЕ ориентирована на противозаконную деятельность и по своей природе несовместима с реализацией конституционных прав граждан, поэтому в принципе деятельность по распространению такой идеологии может быть запрещена и криминализована. Однако эта идеология не относится к политическим и не направлена на изменение конституционного строя, а потому, с нашей точки зрения, не должна быть предметом антиэкстремистского правового регулирования. Кроме того, у нас нет данных, которые позволяли бы говорить о том, что АУЕ представляет собой не субкультуру, а структурированное движение.