Новости по теме

Суд приговорил Дарью Полюдову к шести годам колонии

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».
Активистка признана виновной по ст. 280 и 205.2 УК. 

31 мая 2021 года Второй западный окружной военный суд признал активистку "Левого сопротивления" Дарью Полюдову виновной по ч. 2 ст. 205.2 УК (публичное оправдание терроризма в интернете) и ч. 1 ст. 280 УК (публичные призывы к экстремистской деятельности) и приговорил ее к шести годам лишения свободы с запретом работать в СМИ, организовывать массовые мероприятия и публиковать информацию в интернете на четыре года. Прокурор требовал приговорить активистку к семи годам колонии.

Эпизод, в связи с которым Полюдова признана виновной по ч. 1 ст. 280 УК, изначально был квалифицирован следствием по ч. 1 ст. 205.2 УК. Обвинение активистки связано с видеозаписью, сохраненной в телефоне Полюдовой. На видео она в разговоре с соратником комментировала вооруженное нападение на здание ФСБ на Лубянке, которое 19 декабря 2019 года устроил Евгений Манюров. С точки зрения следствия, высказывания Полюдовой с одобрением действий Манюрова могли услышать находившиеся вокруг нее люди. По данным СМИ, охранники "Детского мира" и торгового центра "Наутилус" сообщили следствию, что в день стрельбы видели "женщину с белыми волосами, говорящую о своем сожалении по поводу того, что не всех сотрудников ФСБ убили". 

Мы сомневаемся в наличии достаточных оснований для предъявления такого обвинения. Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 280 УК (как и ст. 205.2 УК), подразумевает, что высказывания сделаны публично, то есть адресованы группе либо неопределенно широкому кругу лиц. Несмотря на упомянутые в СМИ показания охранников,  мы сомневаемся, что людей, услышавших слова Полюдовой, было много. Субъективная же сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Если речь идет именно о частном разговоре, не предназначенном для чужих ушей, это значит, что и преступного умысла у Полюдовой в данном случае не было.

Обвинение по ч. 2 ст. 205.2 УК изначально было предъявлено Полюдовой вместе с обвинением по ч. 1 ст. 280.1 УК (публичные призывы к сепаратизму). Поводом для возбуждения этого уголовного дела стали одиночный пикет, записанный YouTube-каналом "Градус-ТВ", в ходе которого активистка призвала жителей Курильских островов провести референдум по вопросу выхода из состава Российской Федерации, и две публикации во "ВКонтакте". В первом посте, сопровожденном картой гипотетического распада России, Полюдова обосновывала свою точку зрения по этому вопросу, ссылаясь на ленинское понимание права наций на самоопределение. Второй представлял собой репост записи другого активиста, содержавший одобрение насильственного сепаратизма со ссылкой на пример вооруженной борьбы чеченских сепаратистов и сопровожденный мемом с Шамилем Басаевым.

Первый пост, с нашей точки зрения, сам по себе не давал оснований для преследования. Однако вторая публикация действительно содержала призывы к вооруженной сепаратистской борьбе, при этом Полюдова не дистанцировалась от высказываний, сделанных автором поста.

В феврале 2021 года уголовное дело по ч. 1 ст. 280.1 УК в отношении Полюдовой было прекращено.

Ранее, в декабре 2015 года, Полюдова была приговорена Октябрьским районным судом Краснодара к двум годам лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении с лишением права заниматься преподавательской деятельностью и работать в СМИ; в марте 2016 года краевой суд утвердил это решение. Отбывала наказание Полюдова до октября 2017 года. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) коммуницировал ее жалобы на ход следствия и приговор. Активистку осудили по ч. 2 ст. 280.1 УК за републикацию в соцсети "ВКонтакте" записи о том, что этнические украинцы на Кубани требуют присоединения к Украине, по ч. 1 ст. 280 УК (публичные призывы к экстремизму) за фото пикета с плакатом "Не война с Украиной, а революция в России" и по ч. 2 ст. 280 УК за публикацию призыва выйти на площадь и свергнуть режим. Мы считаем, что этот приговор Полюдовой был частично неправомерным, частично непропорциональным. Подробнее о нашей позиции по первому уголовному делу Полюдовой см. здесь.

Ссылки на данную статью [3]