Новости по теме

Апелляционный суд утвердил запрет ФБК, ФЗПГ и штабов Навального

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».
Решение о признании экстремистскими "Фонда борьбы с коррупцией", "Фонда защиты прав граждан" и "Штабов Навального" вступило в силу. 

4 августа 2021 года в Москве Первый апелляционный суд общей юрисдикции оставил без изменения решение Московского городского суда, который 9 июня 2021 года удовлетворил административное исковое заявление прокурора Москвы и признал "Фонд борьбы с коррупцией" (ФБК), "Фонд защиты прав граждан" (ФЗПГ) и "Штабы Навального" экстремистскими организациями. Напомним, ФБК и ФЗПГ ранее были признаны организациями, "выполняющими функции иностранного агента". 25 марта 2022 года Второй кассационный суд утвердил это решение. 

Иск прокуратуры был направлен в суд 16 апреля 2021 года. В первом пресс-релизе ведомство утверждало, что эти организации "под прикрытием либеральных лозунгов" занимаются созданием условий для "дестабилизации социальной и общественно-политической ситуации" и "изменения основ конституционного строя, в том числе с использованием сценария «цветной революции»". Также в сообщении было упомянуто, что эти структуры осуществляют деятельность иностранных и международных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории России.

Позднее ведомство сообщило, что ФБК, ФЗПГ и "Штабы Навального" ведут экстремистскую деятельность "путем призывов к насильственным действиям, экстремистской деятельности, массовым беспорядкам, путем попыток вовлечения несовершеннолетних в противоправную деятельность, что в целом ряде случаев подтверждается вступившими в законную силу судебными актами". Ведомство утверждало, что они "действуют в активной координации и по заказу различных зарубежных центров, ведущих деструктивные действия в отношении России".

29 апреля стало известно, что в материалах иска упоминается, в частности, что в отношении Алексея Навального, директора ФБК Ивана Жданова и бывшего главы штабов Навального Леонида Волкова 4 февраля 2021 года был возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 239 УК (создание общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью).

Заседания проходили в закрытом от журналистов и слушателей режиме: часть материалов дела была засекречена в связи с тем, что в ней содержатся личные данные силовиков, обратившихся с исками о причиненном участниками митингов ущербе.

17 мая 2021 года газета "Коммерсантъ" обнародовала содержание незасекреченной части материалов. По данным газеты, в ней содержится несколько списков людей, ранее привлекавшихся к суду за экстремистские правонарушения и преступления, нарушения законодательства о публичных мероприятиях и участие в деятельности нежелательной организации. При этом, по данным газеты, в списках фигурируют не только сотрудники штабов Навального и ФБК, но и "активисты, независимые политики и обычные граждане, чья связь с оппозиционерами порой не указана даже косвенно". Так, в списки попала нижегородская журналистка Ирина Славина и житель Татарстана Мухаммед Эль-Айюби, осужденный по ст. 354.1 УК (реабилитация нацизма) за загрузку фото Гитлера на сайт "Бессмертного полка". По информации издания, большинство фигурантов списков привлекались к ответственности за комментарии, реже – за пост в соцсетях, при этом содержание их разнилось от призывов к массовым беспорядкам до демонстрирования запрещенной символики.

Часть таких списков была предоставлена областными прокуратурами в рамках проверки, которую проводила Генпрокуратура в начале февраля, после протестных акций. При этом в некоторых случаях прокуратуры связывают действия осужденных с тем, что они были подписаны на страницы штабов Навального. Так, владимирская прокуратура сочла, что штаб Навального повлиял на бывшего журналиста Александра Степанова, осужденного по ч. 2 ст. 280 УК (публичные призывы к экстремистской деятельности) за призывы "убивать единороссов". Новосибирец Ильдар Садыков, осужденный в 2018 году по ч. 2 ст. 205.2 УК (публичные призывы к терроризму в интернете) и ч. 3 ст. 212 УК (призывы к массовым беспорядкам) за комментарий в группе местного штаба, критиковал оппозиционеров за мирный характер митингов. Однако, по мнению прокуратуры, тот факт, что администраторы группы оперативно не удалили подобные комментарии, сам по себе свидетельствует о наличии в деятельности штаба признаков экстремизма.

В материалах иска также приведены данные проверок ФБК, которые проводил Минюст. Они посвящены в основном деталям иностранного финансирования ФБК: из документов следует, что после признания ФБК "иностранным агентом" его директор просил Минюст отменить это решение в связи с тем, что 143 тысячи рублей, полученные из-за рубежа, были возвращены, однако Минюст не нашел подтверждения этому факту. Через год ФБК снова попросил снять статус "иноагента", однако Минюст обнаружил небольшие переводы от разных иностранцев на "Яндекс.Кошелек" на общую сумму 26 тысяч рублей. При этом проявлений экстремистской деятельности Минюст в деятельности ФБК не усматривал.

Отметим, что призывы к массовым беспорядкам, реабилитация нацизма, нарушения закона о митингах, участие в деятельности нежелательной организации и создание объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами, сами по себе не отнесены законодателем к экстремистской деятельности. Исключение составляют приговоры по соответствующим уголовным статьям, в которых учтен мотив ненависти или вражды.

Что касается осуществления экстремистской деятельности как таковой, то у нас нет данных, которые указывали бы на то, что сотрудники штабов Навального, ФБК и ФЗПГ систематически привлекали за нее к ответственности. Между их деятельностью и единичными приговорами по "экстремистским" статьям УК, вынесенными подписчикам штабов и ФБК в соцсетях, с нашей точки зрения, не прослеживается причинно-следственной связи. Мы полагаем, что нет никаких оснований относить к деятельности штабов Навального любые острые политические дискуссии, которые вели пользователи соцсетей в их группах, и считаем решение о запрете этих организаций неправомерным.

Ссылки на данную статью [158]