Новости по теме

Google не удалось оспорить законность блокировки копий противоправного контента

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

Арбитражный суд решил, что Роскомнадзор имеет полное право блокировать материалы, даже если точные ссылки на них не указаны в требовании Генпрокуратуры.


20 августа 2021 года стало известно, что 6 августа Арбитражный суд Москвы американской Google LLC в иске к Роскомнадзору о признании незаконными действий ведомства по внесудебному ограничению доступа к ряду материалов на YouTube, ссылки на которые не были указаны в соответствующем требовании Генпрокуратуры.

Речь в иске, поданном в апреле, шла о 12 ссылках на видео с призывами участвовать в несанкционированных митингах в январе 2021 года. Google утверждал, что у Роскомнадзора не было правовых оснований блокировать ссылки на YouTube, поскольку в требовании заместителя генпрокурора, которое поступило в ведомство, этих ссылок вообще не было. Оно содержало лишь ссылку на видео пользователя @anniemelan в TikTok, в котором прокуратура усмотрела признаки "вовлечения несовершеннолетних в противоправную деятельность". Роскомнадзор выявил эту же информацию в 12 роликах на YouTube.

Суд постановил, что все действия Роскомнадзора были совершены в рамках его законодательных полномочий, та как ведомство может принимать "меры профилактического и пресекательного характера", а также в силу того, что в требовании Генпрокуратуры было упомянуто, что информация должна быть заблокирована и на "иных интернет-ресурсах".

С нашей точки зрения, действующее в России законодательство в области ограничения распространения информации в интернете обладает системными недостатками, его применение нередко необоснованно и непропорционально ограничивает свободу слова, и в особенности это касается норм о внесудебных блокировках. В том числе, как нам кажется, противоречит требованию правовой определенности и практика внесудебной блокировки материалов, адреса которых даже не конкретизированы в требовании Генпрокуратуры. Отметим, что на несоответствие российских законодательных норм о блокировках требованиям Европейской конвенции о правах человека и их произвольное применение уже неоднократно обращал внимание ЕСПЧ, однако недостатки до сих пор не исправлены.