8 ноября 2021 года прокуратура Москвы обратилась в Московский городской суд с иском о ликвидации Правозащитного центра "Мемориал". Предварительное заседание по делу назначено на 23 ноября.
В исковом заявлении говорится о том, что "Мемориал" не заявлял о себе как об НКО-"иностранном агенте", а после того, как Минюст сам внес его в соответствующий перечень, получил восемь штрафов за отсутствие "иноагентской" маркировки на материалах, размещенных на ряде связанных с центром интернет-страниц. По мнению прокуратуры, "организация в своей деятельности демонстрирует устойчивое пренебрежение законом, не обеспечивает публичности своей деятельности, препятствует должному общественному контролю за ней" и тем самым "грубо нарушает права граждан, в том числе право на достоверную информацию о ее деятельности".
Прокуратура также включила в исковое заявление психолингвистическое исследование, выполненное Центром социокультурных экспертиз, печально известным в связи с составлением многочисленных сомнительных заключений. Согласно экспертизе, в материалах центра "присутствуют лингвистические и психологические признаки оправдания деятельности участников международных террористических и экстремистских организаций «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», «Таблиги Джамаат», «Ат-Такфир Валь Хиджра», а также экстремистских организаций «Артподготовка» и «Свидетели Иеговы»". "Деятельность указанных организаций представлена авторами названных материалов как правомерная и допустимая, а участие их деятельности – как одна из форм реализации права на свободу вероисповедания… Данные материалы направлены на формирование у неопределённого круга лиц представления о допустимости осуществления террористической и экстремистской деятельности, а именно деятельности международных экстремистских и террористических организаций и участия в них". Кроме того, прокуратура утверждает, что в материалах центра "отрицаются установленные вступившими в законную силу решениями Верховного Суда РФ факты, формируется мнение об их незаконности и необязательности исполнения". Как поясняет ПЦ "Мемориал", речь идёт о списке политических заключённых – центр ведет его с 2008 года в рамках программы по поддержке обвиняемых по уголовным делам, преследование которых считает политически мотивированным, – и об информационных справках по этим делам, приведенных на сайте центра.
Центр "Сова" считает попытку ликвидации ПЦ "Мемориал", а также Международного Мемориала, иск о ликвидации которого параллельно был подан в Верховный суд Генпрокуратурой, тоже под предлогом нарушения законодательства об "иноагентах", непропорциональной и необоснованной мерой и выражает поддержку и солидарность сотрудникам обеих организаций.
Напомним, что центр "Сова" также был внесен Минюстом в реестр НКО-"иностранных агентов" в 2016 году, мы не согласны с этим решением и обжалуем его в Европейском суде по правам человека. Мы считаем, что составление реестров "иностранных агентов" – это попытка заклеймить организации и представителей гражданского общества не за то, что их деятельность противоречит интересам российских граждан, а за то, что она неудобна для властей. Фигуранты реестров "иностранных агентов" сталкиваются с поражением в правах – с ограничением возможности участвовать в общественно-политической жизни в стране, с вторжением в их право на свободу выражения мнений, право на свободу ассоциаций, экономические права и право на частную жизнь. Статус "иноагента" препятствует рабочему взаимодействию с официальными инстанциями, образовательными и научными учреждениями и попросту отпугивает людей. Многочисленные непомерные обязанности, наложенные на "иноагентов" – внеурочные проверки, необоснованные и неясные требования к отчетности, маркировка материалов и др. – уже привели к закрытию ряда организаций. Все это в целом, включая суровые санкции, установленные за нарушение законодательства об "иностранных агентов", создает атмосферу страха и подавляет развитие гражданского общества в России. Мы убеждены, что преследование "иноагентов" следует прекратить, а соответствующее законодательство должно быть отменено как противоречащее международному праву о правах человека и конституционным правам граждан России.
Что касается более тяжких обвинений, с нашей точки зрения, никаких признаков оправдания экстремизма и терроризма в материалах ПЦ "Мемориал" нет. Предъявляя подобные претензии правозащитным организациям, российские правоохранительные органы пытаются избавиться от неприятных вопросов, которые возникают в связи с сомнительными запретами в качестве экстремистских или террористических организаций, не причастных к насилию или возбуждению ненависти, ведущей к насилию или дискриминации. Какие бы обвинения ни предъявлялись тем или иным организациям или отдельным людям, право на свободу выражения мнения гарантирует возможность открыто выражать сомнения в обоснованности соответствующих решений судов и приводить доводы в поддержку этих сомнений. Такая возможность должна быть и у правозащитников, и у адвокатов, и у рядовых граждан. Несогласие с позицией правоохранительных органов или судов по поводу решений, объявляющих кого-то террористами или экстремистами, вовсе не означает поддержки насилия или человеконенавистничества. Более того, несогласие с позицией правоохранительных органов или судов по делам, связанным с той или иной идеологией, совершенно не означает поддержки такой идеологии – и об этом ПЦ "Мемориал" прямо заявлял на страницах программы по поддержке тех, кого он считает политзеками.
Мы искренне надеемся, что общество не допустит уничтожения важнейших для исторической памяти и защиты прав граждан России организаций.