Алексей Червяков признан виновным по статье о реабилитации нацизма.
19 июля 2022 года Смоленский областной суд признал местного жителя Алексея Червякова виновным по п. "в" ч. 2 и ч. 4 ст. 354.1 УК (распространение заведомо ложных сведений о ветеранах Великой Отечественной войны, совершенные публично с использованием интернета, а также унижение чести и достоинства ветерана Великой Отечественной войны в интернете) и приговорил его к году и десяти месяцам колонии-поселения с запретом на размещение публикаций в интернете сроком на четыре года. 13 июня 2023 года Сафоновский районный суд вынес решение о переводе Червякова в колонию общего режима из-за нарушений порядка отбывания наказания, 10 августа Смоленский областной суд утвердил это решение.
Уголовное дело против Червякова по ч. 4 ст. 354.1 УК возбудили в декабре 2021 года из-за комментария к публикации в паблике "Подслушано Смоленск". Пост содержал фотографию граффити с портретом местного ветерана Виктора Якунина на здании школы в Смоленске. Под грубым комментарием Червякова, употребившего в отношении ветерана оскорбительное слово, развернулась полемика, в ходе которой Червяков обозначил, что выступает против культа войны и "победобесия" и считает, что себе подобных способны убивать только "мрази и психопаты", которых в мире всего два процента, и "делать из них героев аморально".
В феврале 2022 года следственное управление СК России по Смоленской области сообщило, что были установлены и "иные эпизоды преступной деятельности обвиняемого". По версии следствия, в 2021 году в нескольких интернет-сообществах он "неоднократно публично распространял выражающие явное неуважение к обществу сведения о днях воинской славы России, связанных с защитой Отечества, заведомо ложные сведения о деятельности СССР в годы Второй мировой войны и сведения, оскорбляющие память защитников Отечества и унижающие честь и достоинство ветерана Великой Отечественной войны". Сообщалось, что в связи с этим действия Червякова были квалифицированы по п. "в" ч. 2 и ч. 4 ст. 354.1 УК (в редакции, действующей с 16 апреля 2021 года), а также ч. 3 ст. 354.1 (вероятно, в редакции от 5 мая 2014 года). Речь идет об оскорблениях в адрес знаменосца Победы Егорова и воина-интернационалиста Никулина. Ознакомиться с данными комментариями мы не смогли.
Мы склонны считать, что Червякова осудили неправомерно. Его грубые комментарии о ветеранах и праздновании Дня Победы, с которыми нам удалось ознакомиться, не были направлены на пропаганду нацизма и, следовательно, не требовали уголовного преследования. Ветераном Якуниным и его родственниками эти комментарии могли быть восприняты как оскорбительные и порочащие, однако вопросы защиты чести и достоинства как ветеранов, так и других лиц, на наш взгляд, следует рассматривать в рамках гражданского процесса. Кроме того, согласно сообщениям СМИ, Червяков принес извинения ветерану и его родственникам.
Напомним, в Замечании общего порядка № 34 к ст. 19 (свобода мнений и их выражения) Международного пакта о гражданских и политических правах Комитет ООН по правам человека указывает, что "законом не должны устанавливаться более жесткие меры наказания исключительно в связи с положением личности индивида, чья репутация была якобы подвергнута сомнению".