Дело Яниса Асланова прекратили в связи с истечением срока давности.
23 марта 2023 года Ставропольский областной суд прекратил в связи с истечением срока давности дело по ч. 3 ст. 354.1 УК (распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы России) и ч. 1 ст. 228 УК (незаконное хранение наркотиков). Имя обвиняемого в карточке дела не скрыта, но мы предполагаем, что речь идет о деле Яниса Асланова.
О деле Асланова по ч. 3 ст. 354.1 УК (видимо, в редакции 2014 года) стало известно 28 июля 2022 года.Претензии к ставропольцу вызваны тем, что 24 февраля 2021 года он опубликовал во «ВКонтакте» два поста о Дне защитника Отечества. Первый представлял собой антибольшевистский агитационный плакат 1918 года о расказачивании, к которому были добавлены современные надписи о том, что 23 февраля — «день скорби», а также что Красная армия была создана из «банд убийц, насильников и грабителей». Второй пост содержал картинку c собакой, на которую была нанесена красная звезда. На изображении присутствовало стихотворение с утверждением о том, что в призывной армии служат только «рабы и собаки», а также перечеркнутая дата «23 февраля». Эту картинку Асланов сопроводил собственным комментарием, в котором заявлял, что «армия ломает Свободную Личность», что служба должна быть добровольной, а если проводить дружелюбную политику, то армия вообще не потребуется.
В рамках доследственной проверки было проведено исследование публикаций. По мнению специалистов, они содержали неуважительные сведения о Дне защитника Отечества.
Мы считаем, что Асланова преследовали неправомерно. С нашей точки зрения, выражение негативного отношения к празднованию дней воинской славы России, в том числе Дня защитника Отечества, не должно становиться поводом для уголовного преследования, если оно не сопровождается призывами к насилию, ненависти и дискриминации.
Ранее Асланов был неоднократно судим; в частности, в 2016 году он получил три года два месяца лишения свободы условно по ч. 2 ст. 228 и ч. 1 ст. 318 (применение насилия к сотруднику полиции); известно также, что он инвалид II группы по психическому заболеванию.