Новости по теме

Суд снова заблокировал Tor

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

Суд в Саратове заново рассмотрел требования прокуратуры о запрете анонимного браузера Tor и удовлетворил их.


28 июля 2022 года Ленинский районный суд Саратова повторно рассмотрел иск прокуратуры о блокировке анонимного браузера Tor и частично удовлетворил требования ведомства. Запрещенной к распространению в России признана информация, содержащаяся в приложении Tor Browser, и само приложение, размещенное в Google Play. Кроме того, суд выделил в отдельное производство исковое требование прокуратуры к Google LLC об удалении Tor Browser из магазина приложений.

Первоначально решение саратовский суд принял еще в в декабре 2017 года, оно предусматривало запрет сайта Tor Project на том основании, что с нее можно браузер Tor и через него посещать сайты с экстремистскими материалами. В декабре 2021 года Роскомнадзор потребовал от The Tor Project Inc. удалить запрещенную информацию и начал ограничивать работу браузера. В январе 2022 года юристы "Роскомсвободы" подали в интересах The Tor Project Inc. апелляционную жалобу, которую 19 мая Саратовский облсуд удовлетворил и направил дело на новое рассмотрение. После этого, в июле, Роскомнадзор снял блокировку.

"Роскомсвобода" намерена обжаловать и новое решение саратовского суда. По мнению юристов проекта, в порядке главы 27.1 КАС может быть запрещена информация, но не приложения или технологии. При этом анонимайзеры могут быть заблокированы во внесудебном порядке по решению Генпрокуратуры, но только в случае, если они не соблюдают установленный порядок работы.

Мы также считаем неправомерными решения о блокировке средств анонимизации трафика в интернете, которые выносили российские суды (преимущественно до 2017 года, когда был введен отдельный механизм блокировки VPN и анонимайзеров). Сами по себе такие технические средства не содержат никакой запрещенной информации, а доступ к запрещенным материалам может быть осуществлен и посредством других инструментов, в том числе через обычную поисковую систему, поскольку удалить их из глобальной сети полностью пока не удается. Подобной логики придерживается и Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в постановлении "Энгельс против России". По мнению Страсбургского суда, идея запрета сведений о технологиях доступа к информации принципиально не отличается от идеи запрета принтеров и копировальных машин на том основании, что они могут быть использованы для тиражирования экстремистских материалов.

Ссылки на данную статью [1]