Свена Нордина признали виновным по ч. 4 ст. 354.1 УК за резкое высказывание об известном пограничнике Никите Карацупе.
7 июня 2024 года Калининградский областной суд приговорил скандинавомана и активиста из Мамоново Свена Нордина к двум годам колонии общего режима. Его признали виновным по ч. 4 ст. 354.1 УК о реабилитации нацизма (публичное оскорбление памяти защитников Отечества, унижение чести и достоинства ветерана Великой Отечественной войны в интернете). Помимо основного наказания, ему также запретили в течение трех лет публиковать информацию в интернете.
7 мая 2024 года в суде начались прения сторон по делу Нордина. Тогда государственный обвинитель попросил суд приговорить Нордина к трем годам лишения свободы в колонии-поселении с двухлетним запретом на публикации в интернете.
Поводом для возбуждения дела против Нордина послужил пост от 28 сентября 2021 года в одной из его групп во «ВКонтакте», в котором он сравнил участника Великой Отечественной войны, полковника пограничных войск, известного дрессировщика служебных собак Никиту Карацупу с серийным убийцей Андреем Чикатило. За десятилетия службы в погранвойсках Карацупа принял участие в задержании, в том числе уничтожении, сотен нарушителей советской границы, в частности, граждан СССР, пытавшихся покинуть страну.
Сторона обвинения представила суду заключение ФСБ, в соответствии с которым Карацупа может считаться ветераном Великой Отечественной войны, так как он проходил воинскую службу не менее шести месяцев во время Великой Отечественной войны, награжден медалью «За победу над Германией» и «За освобождение Варшавы». Потерпевшим по делу суд признал внука Карацупы; Нордин не согласился с этим.
Дело в отношении Нордина (очевидно, он сменил имя и фамилию, назвавшись в честь известного норвежского актера) было возбуждено 9 августа 2022 года. 15 августа дома у Нордина был проведен обыск, в ходе которого силовики, по словам самого активиста, положили его лицом в пол и наступили ему на ногу, пока зачитывали судебное постановление, а затем выворачивали ему пальцы, чтобы разблокировать телефон с помощью сканера отпечатков. На следующий день Нордина допросили в СК, а затем он был доставлен в Багратионовский районный суд, который избрал ему меру пресечения в виде запрета определенных действий.
Обвинение Нордину было предъявлено в феврале 2023 года, но в апреле прокуратура вернула дело в СК для исправления ошибок в обвинительном заключении. О предъявлении обвинения в окончательном виде активист сообщил 11 ноября 2023 года. 28 февраля 2024 года дело поступило в суд. 13 марта на заседании суда ему была ужесточена мера пресечения: запрет определенных действий распространили на телефонные звонки и выход из дома в ночное время.
Нордин перебрался в Калининградскую область из Новокузнецка, он называет себя «нордистом», т.е. германским националистом и поклонником Скандинавии, а также расистом, борцом с сионизмом, сектами, «феминной гегемонией» и «зооэкстремизмом» и заявляет о намерении отказаться от российского гражданства и стать апатридом.
Мы считаем преследование Нордина в уголовном порядке неправомерным, хотя его пост и содержит оскорбительные и антисемитские высказывания (без агрессивных призывов). Нечеткие формулировки российских норм о реабилитации нацизма дали государству возможность преследовать в уголовном порядке за выражение мнения о тех или иных исторических эпизодах и фигурах, что, с точки зрения международного законодательства, является чрезмерным ограничением свободы выражения мнения. Между тем, и при отсутствии таких норм вопросы защиты чести и достоинства ветеранов, как, собственно, и других лиц, на наш взгляд, вполне можно разрешать — в рамках гражданского процесса. Напомним, Комитет ООН по правам человека в Замечании общего порядка № 34 к ст. 19 (свобода мнений и их выражения) Международного пакта о гражданских и политических правах указывает, что «законом не должны устанавливаться более жесткие меры наказания исключительно в связи с положением личности индивида, чья репутация была якобы подвергнута сомнению».