Новости по теме

Вынесен приговор двум фигурантам дела об осквернении Вечного огня в Невинномысске

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

Реальные сроки лишения свободы получили жители Ставрополья, пытавшиеся задуть Вечный огонь и помочившиеся в него.


31 августа 2022 года Ставропольский краевой суд вынес приговор Андрею Ененко и Арсену Лекареву. Они признаны виновными в осквернении символов воинской славы России, оскорблении памяти защитников отечества, совершенном группой лиц (ч. 4 ст. 354.1 УК). Суд приговорил их к двум с половиной и двум годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.

Суд установил, что 26 марта вместе с несовершеннолетним (который уже получил срок в воспитательной колонии) обвиняемые зажигали от Вечного огня сигареты, бросали в огонь возложенные к монументу цветы, пытались задуть его, "а также совершали иные действия, направленные на осквернение символа воинской славы России". Ранее сообщалось, что они помочились на Вечный огонь. Действия молодых людей попали на камеры видеонаблюдения, позднее запись опубликовали во "ВКонтакте".

С нашей точки зрения, поступок жителей Ставропольского края аморален и достоин общественного осуждения. Однако уголовное преследование оправданно лишь в случае совершения преступлений, представляющих существенную опасность для общества. При этом "осквернение" памятников, даже если понимать под этим термином не только непосредственное их повреждение, в случаях повышенной общественной опасности подлежит наказанию по ст. 214 УК (вандализм). Ст. 354.1 УК за осквернение символов воинской славы предусматривает еще более строгое наказание, что кажется нам несоразмерным степени общественной опасности деяния. К тому же перечень символов воинской славы российским законодательством до сих пор не определен. Что касается оскорбления памяти неконкретизированных защитников Отечества, то криминализация деяний, определенных столь абстрактно, едва ли отвечает международно-правовым стандартам в области прав человека. В случаях, когда речь идет о покушении на репутацию конкретных ветеранов, спорные вопросы могут решаться в порядке гражданского судопроизводства.