Дело возбудили из-за видеоролика под названием «Краска и будка для посла России в Польше».
17 августа и 9 сентября 2022 года в Казани прошла серия обысков в связи с делом по ч. 2 ст. 205.2 УК (публичное оправдание терроризма, совершенное в интернете). Дело возбудили из-за видеоролика под названием «Краска и будка для посла России в Польше», опубликованного на YouTube-канале «Объектив-ТВ».
В августе обыски прошли как минимум у девяти жителей Казани — журналистов, сотрудничавших с изданием «Idel.Реалии» и Радио Азатлык, и их родственников, в том числе у Искандера Ясавеева, Марины Юдкевич и Айсылу Кадыровой. В сентябре с обысками по этому же делу пришли к координатору Ассоциации наблюдателей Дмитрию Первухину, а также активисткам Сылдыс Сундуй-оол, Ксении Уразаевой и Зульфии Ситдиковой и родителям студента Владислава Семенова. Они стали свидетелями по делу. Кадырова сообщила СМИ, что до обыска не знала о существовании канала «Объектив-ТВ».
18 ноября Советский районный суд Казани заочно арестовал журналиста «Idel.Реалии» Андрея Григорьева как подозреваемого по делу.
1 декабря обыски по этому же делу прошли в квартирах журналистки Наили Муллаевой и активистки Элины Ясоновой.
Ролик «Краска и будка для посла России в Польше» содержит видеозапись инцидента, который произошел 9 мая с российским послом России в Польше Сергеем Андреевым. Тогда протестующие против военных действий в Украине облили посла красной краской. Также в ролике приведены кадры с акций протеста у российского посольства в Варшаве и сопроводительный комментарий.
Согласно информации правозащитного проекта «Сетевые свободы», Следственный комитет возбудил в связи с инцидентом уголовное дело по ч. 2 ст. 360 УК (нападение на лицо, пользующееся международной защитой в целях провокации войны или осложнения международных отношений). Поскольку оправдание действий, подпадающих под действие этой статьи, образует состав ст. 205.2 УК, СК счел возможным квалифицировать распространение видеоролика о произошедшем по ч. 2 ст. 205.2 УК.
На наш взгляд, обеим статьям УК — как 205.2, так и 360 — присущи недостатки, которые позволяют трактовать как террористическую деятельность деяния, не связанные с опасным для жизни и здоровья насилием, поскольку эти статьи не предусматривают градации тяжести деяния. Таким образом инцидент, продемонстрированный на видео, который по сути является скорее актом политически мотивированного хулиганства, чем серьезным покушением на жизнь и здоровье посла, квалифицируется как преступление террористического характера (за которое наказывают лишением свободы на срок от пяти до десяти лет), а его оправдание — как оправдание терроризма, также предусматривающее строгие санкции. Такая трактовка, на наш взгляд, не вполне адекватна реальности. Следует отметить и то, что комментарий к видеозаписи инцидента действительно оправдывает действия протестующих, а также содержит эмоциональные и, возможно, унизительные ремарки в адрес российских властей, однако прямых призывов к насилию в ролике нет.