Ирине Цыбаневой назначили условный срок лишения свободы за то, что она оставила записку на могиле родителей Владимира Путина.
11 мая 2023 года Приморский районный суд Санкт-Петербурга приговорил пенсионерку Ирину Цыбаневу к двум годам лишения свободы условно с двухлетним испытательным сроком. Ее признали виновной в надругательстве над местами захоронения по мотиву политической ненависти (п. «б» ч. 2 ст. 244 УК). Гособвинитель запрашивал для нее три года условного лишения свободы.
Поводом для преследования Цыбаневой послужил тот факт, что 6 октября 2022 года она оставила на могиле родителей Владимира Путина на Серафимовском кладбище записку, в которой пожелала смерти их сыну, «от которого столько боли и бед». 10 октября 60-летнюю Цыбаневу задержали и доставили в в ИВС, 12 октября Приморский районный суд отправил ее под домашний арест. 7 ноября тот же суд не стал продлевать Цыбаневой домашний арест, назначив ей запрет определенных действий — ей запретили посещать Серафимовское кладбище, общаться с его сотрудниками и пользоваться интернетом.
Цыбанева признала, что написала записку, но отметила, что не прикасалась к месту захоронения, никак не испортила его, а лишь оставила недалеко от него свернутую в трубочку записку, не предполагая, что ее кто-то заметит. Пенсионерка также подчеркнула, что не руководствовалась мотивом ненависти,
С нашей точки зрения, действия Цыбаневой квалифицированы неверно. Объектом преступления по ст. 244 УК является место захоронения (памятник, могила, участок вокруг нее). В данном случае не только место захоронения не было повреждено, но и само действие Цыбаневой явно не было направлено на надругательство. Собственно говоря, объектом действия было не место захоронения, а политическая фигура президента, а содержанием действия — политическая критика. Исходя из этого, мы сомневаемся, что размещение на могиле записки, текст которой лишь косвенно относится к похороненным в ней людям, может рассматриваться как надругательство над этой могилой. Но даже если с этим согласиться, такое «надругательство» не настолько значительно, чтобы создать повод для уголовного преследования по ст. 244 УК.