Из-за публикации видеосообщения в Telegram Кирилла Мартюшева приговорили к трем годам колонии.
8 июня 2023 года Тюменский областной суд утвердил приговор местному жителю Кириллу Мартюшеву по ч. 2 ст. 280 УК (публичные призывы к экстремистской деятельности, совершенные в интернете).
30 января 2023 года Центральный районный суд Тюмени назначил ему три года лишения свободы в колонии общего режима с двухлетним запретом на администрирование сайтов в интернете. Ранее, в ходе прений, государственный обвинитель просил суд назначить ему наказание в виде четырех лет лишения свободы.
Уголовное дело в отношении Мартюшева было возбуждено в 2022 году: он был задержан 5 марта, после чего заключен под стражу. Обвинение по ст. 280 УК связано с видеосообщением в формате «кружка» в Telegram, которое Мартюшев опубликовал 24 февраля 2022 года. В тот день его задержали по ч. 5 ст. 20.2 КоАП (участие в несогласованном публичном мероприятии), а после того как в его отношении составили протокол, он вышел из полиции и записал видео для своей матери, которое также разместил в канале под названием «#НЕТВОЙНЕ».
Сообщалось, что на этом видео Мартюшев удивлялся пассивной политической позиции «таких людей», «терпил», которые ищут «злостных» нарушителей на мирном антивоенном митинге, прибавив: «таких нужно сразу на электрический стул, по-моему». По версии следствия, видеозапись содержала публичный призыв к насильственным действиям в отношении сотрудников полиции. На момент возбуждения уголовного дела с записью ознакомились 40 пользователей интернета.
Если приведенный выше пересказ видео верен, то, на наш взгляд, высказывание Мартюшева было эмоциональной реакцией на неправомерные, с его точки зрения, действия сотрудников правоохранительных органов в связи с его мирной позицией относительно начавшейся спецоперации на территории Украины. Это высказывание имело относительно узкую аудиторию и не представляло никакой непосредственной угрозы сотрудникам правоохранительных органов. Поэтому мы склонны полагать, что деяние Мартюшева не обладало достаточной общественной опасностью для его уголовного преследования. О принципах оценки высказываний в делах по ст. 280 УК см. также здесь.