В отношении казанского социолога Искандера Ясавеева составлен протокол по ст. 20.3.1 КоАП.
30 января 2023 года стало известно, что в отношении казанского социолога Искандера Ясавеева, признанного иностранным агентом, был составлен протокол по ст. 20.3.1 КоАП (возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение человеческого достоинства). Поводом для преследования послужила его колонка «По-пацански или по-советски: почему Россия воюет?», опубликованная изданием «Idel.Реалии» 19 июня 2022 года.
На своей странице в Facebook Ясавеев публикует выдержку из постановления о возбуждении дела: «Согласно заключению специалиста ФГБОУ ВО "Набережночелнинский государственный университет" по лингвистическому исследованию от 26.12.2022, в представленном тексте содержатся лингвистические признаки побуждения к насильственным действиям против социальной группы по признаку принадлежности к национальности, в тексте содержатся лингвистические признаки унижения человеческого достоинства по признаку социальной (профессиональной) принадлежности, в тексте содержатся лингвистические признаки возбуждения вражды, ненависти по отношению к группе лиц, выделяемой по социальному признаку».
Мы ознакомились с текстом Ясавеева и никаких признаков возбуждения ненависти и, тем более, побуждения к насилию в нем не обнаружили. Автор рассуждает о том, что проведение параллелей между действиями российского руководства и участников уличных группировок в СССР некорректно, поскольку текущее состояние дел в стране и вооруженные действия в Украине свидетельствуют о том, что для российских властей характерны установки, свойственные так называемому «человеку советскому»: представление о том, что страна находится в «кольце врагов», а ради величия государства допустимо жертвовать людьми. Для изживания «"человека советского", агрессивного и беспомощно терпеливого, подчиняющегося и лукавого, постоянно выстраивающего иерархии», по мнению Ясавеева нужна не только смена власти, но и десятилетия демократизации и просветительской работы.
На наш взгляд, ни критика властей, ни социальная критика, в том числе критика присущих гражданам установок и взглядов, не дают основания для преследования за возбуждение ненависти, вражды, унижения достоинства, тем более, в данном случае, когда она выражена в корректной форме. Мы также полагаем, что власти не образуют уязвимой социальной группы, нуждающейся в особой защите от проявлений ненависти (более того, «Сова» выступает за исключение из антиэкстремистского законодательства неопределенного понятия «социальная группа»). Напомним, Верховный суд РФ еще в 2011 году указывал, что критика в СМИ должностных лиц сама по себе не должна рассматриваться как действие, направленное на унижение достоинства, поскольку пределы допустимой критики чиновников шире, чем частных лиц; с нашей точки зрения, этот аргумент применим не только к публикациям в СМИ. Отметим также, что совершенно не ясно, какие именно высказывания Ясавеева эксперты-лингвисты расценили как побуждающие к насилию по признаку принадлежности к национальности и социальной группе — уж не предложение ли к читателю изжить в себе homo soveticus? Если так, то в области лингвистической экспертизы в России определенно сказано новое слово.
30 января 2023 года стало известно, что в отношении казанского социолога Искандера Ясавеева, признанного иностранным агентом, был составлен протокол по ст. 20.3.1 КоАП (возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение человеческого достоинства). Поводом для преследования послужила его колонка «По-пацански или по-советски: почему Россия воюет?», опубликованная изданием «Idel.Реалии» 19 июня 2022 года.
На своей странице в Facebook Ясавеев публикует выдержку из постановления о возбуждении дела: «Согласно заключению специалиста ФГБОУ ВО "Набережночелнинский государственный университет" по лингвистическому исследованию от 26.12.2022, в представленном тексте содержатся лингвистические признаки побуждения к насильственным действиям против социальной группы по признаку принадлежности к национальности, в тексте содержатся лингвистические признаки унижения человеческого достоинства по признаку социальной (профессиональной) принадлежности, в тексте содержатся лингвистические признаки возбуждения вражды, ненависти по отношению к группе лиц, выделяемой по социальному признаку».
Мы ознакомились с текстом Ясавеева и никаких признаков возбуждения ненависти и, тем более, побуждения к насилию в нем не обнаружили. Автор рассуждает о том, что проведение параллелей между действиями российского руководства и участников уличных группировок в СССР некорректно, поскольку текущее состояние дел в стране и вооруженные действия в Украине свидетельствуют о том, что для российских властей характерны установки, свойственные так называемому «человеку советскому»: представление о том, что страна находится в «кольце врагов», а ради величия государства допустимо жертвовать людьми. Для изживания «"человека советского", агрессивного и беспомощно терпеливого, подчиняющегося и лукавого, постоянно выстраивающего иерархии», по мнению Ясавеева нужна не только смена власти, но и десятилетия демократизации и просветительской работы.
На наш взгляд, ни критика властей, ни социальная критика, в том числе критика присущих гражданам установок и взглядов, не дают основания для преследования за возбуждение ненависти, вражды, унижения достоинства, тем более, в данном случае, когда она выражена в корректной форме. Мы также полагаем, что власти не образуют уязвимой социальной группы, нуждающейся в особой защите от проявлений ненависти (более того, «Сова» выступает за исключение из антиэкстремистского законодательства неопределенного понятия «социальная группа»). Напомним, Верховный суд РФ еще в 2011 году указывал, что критика в СМИ должностных лиц сама по себе не должна рассматриваться как действие, направленное на унижение достоинства, поскольку пределы допустимой критики чиновников шире, чем частных лиц; с нашей точки зрения, этот аргумент применим не только к публикациям в СМИ. Отметим также, что совершенно не ясно, какие именно высказывания Ясавеева эксперты-лингвисты расценили как побуждающие к насилию по признаку принадлежности к национальности и социальной группе — уж не предложение ли к читателю изжить в себе homo soveticus? Если так, то в области лингвистической экспертизы в России определенно сказано новое слово.