27 ноября 2023 года Апелляционный военный суд утвердил приговор, вынесенный по делу фигуранта четвертого симферопольского дела «Хизб ут-Тахрир» Аметхана Абдулвапова.
Приговор ему вынес 15 марта 2023 года Южный окружной военный суд: Абдулвапову было назначено наказание в виде десяти с половиной лет лишения свободы. Его признали виновным в участии в деятельности террористической организации (ч. 2 ст. 205.5 УК) и приготовлении к насильственному захвату власти (ст. 278 с применением ч. 1 ст. 30 УК).
Первые три года Абдулвапов проведет в тюрьме, остальной срок — в колонии строгого режима. Помимо этого, ему также назначили год ограничения свободы после освобождения.
Во время прений прокурор просил назначить ему 12 лет лишения свободы с отбыванием первых пяти лет наказания в тюрьме, а остального срока — в колонии строгого режима. Обвинение запрашивало полтора года ограничения свободы после освобождения.
Об уголовном деле Абдулвапова стало известно в феврале 2022 года. В доме у него и еще трех крымских татар — Ансара Османова, Марлена Мустафаева и Эрнеста Сейтосманова — прошли обыски. Позднее Абдулвапова и Мустафаева отправили в СИЗО. В ноябре Мустафаева приговорили к 17 годам лишения свободы по делу о причастности к «Хизб ут-Тахрир».
По версии следствия, с которой согласился суд, Абдулвапов участвовал в собраниях исламской партии «Хизб ут-Тахрир», признанной террористической на территории России, и осуществлял «антиконституционную деятельность, основанную на доктрине создания так называемого всемирного халифата, разрушения институтов светского общества и направленную на свержение насильственным путем действующей власти».
Мы полагаем, что для запрета «Хизб ут-Тахрир» как террористической организации не было достаточных оснований, поскольку эта партия не была замечена в причастности к терактам, и считаем неправомерным преследование сторонников «Хизб ут-Тахрир» по статьям о терроризме только на основе партийной деятельности (проведения собраний, чтения литературы и т. п.). Тот факт, что «Хизб ут-Тахрир» проповедует идею создания всемирного исламского халифата, с нашей точки зрения, сам по себе еще не дает оснований для обвинения ее последователей в планировании насильственного захвата власти в России.