19 декабря 2023 года Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции утвердил приговор жителю Йошкар-Олы Денису Давыдову, признанному виновным по ч. 3 ст. 354.1 УК (осквернение символов воинской славы России, а равно оскорбление памяти защитников Отечества либо унижение чести и достоинства ветерана Великой Отечественной войны, совершенные публично). 28 сентября 2023 года Верховный суд Марий Эл назначил Давыдову два года лишения свободы, а в совокупности с неотбытой частью наказания по предыдущему приговору — три года колонии строгого режима.
Уголовное дело против Давыдова было возбуждено 15 марта 2023 года, йошкаролинца отправили в СИЗО. По версии следствия, 14 марта 2023 года он пришел в Центральный парк культуры и отдыха Йошкар-Олы и осквернил Вечный огонь. ГТРК Марий Эл сообщала, что он «потоптался» по постаменту мемориального комплекса.
29 мая 2023 года управление Следственного комитета по Марий Эл сообщило о завершении расследования уголовного дела, на следующий день материалы поступили в Верховный суд республики. По информации СК, ранее обвиняемый был неоднократно судим, в том числе за убийство, причинение вреда здоровью и хищение чужого имущества.
Мы сомневаемся в целесообразности уголовного преследования Давыдова. С нашей точки зрения, подобные хулиганские выходки заслуживают осуждения, однако уголовное преследование может быть оправданным лишь в случае совершения преступлений, представляющих существенную опасность для общества. При этом «осквернение» памятников, даже если понимать под этим термином не только непосредственное их повреждение, в случаях повышенной общественной опасности подлежит наказанию по более мягкой статье 214 УК (вандализм). В данном случае, так как мемориалу вообще не было нанесено какого-либо ущерба, йошкаролинца можно было бы привлечь разве что к административной ответственности — например, по ст. 20.1 КоАП (мелкое хулиганство).
Отметим также, что перечень символов воинской славы российским законодательством до сих пор точно не определен — подобный статус закреплен лишь за Георгиевской лентой. Что касается оскорбления памяти неконкретизированных защитников Отечества, то криминализация деяний, определенных столь абстрактно, едва ли отвечает международно-правовым стандартам в области прав человека.