Дело о повторной дискредитации армии связано с тем, что оппозиционерка оставила таблички с антивоенными надписями у бюста Тараса Шевченко.
19 мая 2023 года краснодарская оппозиционная активистка Алипат Султанбегова сообщила, что получила по почте уведомление о том, что в ее отношении возбудили уголовное дело по ч. 1 ст. 280.3 УК (повторная дискредитация использования вооруженных сил России). Постановление о возбуждении дела датировано 21 апреля 2023 года, его расследует следственный отдел СК по Карасунскому округу Краснодара.
Из документа следует, что 24 февраля 2023 года Султанбегова возложила цветы к бюсту Тараса Шевченко, который расположен в Краснодаре, и разместила возле него таблички с надписями, в которых назвала день начала специальной военной операции «днем позора», попросила прощения у Украины, а также перечислила пострадавшие в ходе боевых действий города Украины и присоединенных к России территорий. С точки зрения следствия, тем самым она дискредитировала использование вооруженных сил России для поддержания мира и безопасности.
Получив письмо из Следственного комитета, Султанбегова приняла решение покинуть Россию. Уже после этого, 25 мая, следствие избрало в ее отношении меру пресечения в виде подписки о невыезде.
В марте 2022 года активистку оштрафовали на 30 тысяч рублей по административной статье о дискредитации армии (ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП) из-за аватара активистки в Twitter с антивоенным лозунгом. В те же дни ее арестовали на 10 суток за ретвит публикации о сотрудниках полиции, который она сопроводила комментарием с грубым обозначением полицейских как «позора России», что суд расценил как унижение достоинства сотрудников полиции. В апреле 2023 года в суд поступил еще один протокол, составленный в отношении Султанбеговой по ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП — вероятно, в связи с публикацией рисунка Маши Москалевой.
С нашей точки зрения, введение в законодательство запрета на дискредитацию действий российских вооруженных сил и госорганов за рубежом явилось необоснованным ограничением права на свободу выражения мнения, призванным подавить критику политического курса властей. Поэтому преследование по соответствующим статьям за высказывания, не содержащие прямых призывов к насилию, мы считаем неправомерным. Никаких призывов к насилию в табличках, которые Султанбегова оставила у бюста Шевченко, не было.