Ранее Навальному назначили 19 лет колонии особого режима, а Холодному — 8 лет колонии общего режима. Отбывая это наказание, Навальный погиб.
2 июля 2024 года Верховный суд России, рассмотрев в кассации жалобу на приговор политику Алексею Навальному и бывшему техническому директору «Навальный LIVE» Даниэлю Холодному, оставил приговор в силе.
Напомним, 4 августа 2023 года Московский городской суд назначил Навальному 19 лет колонии особого режима, штраф в 500 тысяч рублей, три года ограничения свободы и запрет на публикации в интернете на десять лет, Холодного приговорили к заключению в колонии общего режима на 8 лет с четырехлетним запретом на размещение информации в интернете. 26 сентября 2023 года Первый апелляционный суд общей юрисдикции утвердил этот приговор. 16 февраля 2024 года, отбывая назначенное ему наказание, Навальный при невыясненных обстоятельствах погиб в колонии ИК-3 в поселке Харп Ямало-Ненецкого автономного округа.
Навального признали виновным по шести статьям — по ч. 1 ст. 282.1 УК (создание экстремистского сообщества) и ч. 1 ст. 282.3 УК (финансирование экстремистской деятельности), ч. 2 ст. 151.2 УК (вовлечение несовершеннолетних в противоправную деятельность) и ч. 2 ст. 239 УК (создание некоммерческой организации, деятельность которой сопряжена с побуждением граждан к совершению противоправных действий), а также по ч. 3 ст. 354.1 УК (публичное осквернение символов воинской славы России) и чч. 1 и 2 ст. 280 УК (призывы к экстремизму, в том числе в интернете). При этом по ч. 2 ст. 239 УК, ч. 3 ст. 354.1 УК, ч. 2 ст. 151.2 УК и ч. 1 ст. 280 УК оппозиционера освободили от ответственности из-за истечения сроков давности. Холодного признали виновным по ч. 1 ст. 282.3 и ч. 2 ст. 282.1 УК (участие в деятельности экстремистского сообщества).
Приговор был вынесен во время выездного заседания Мосгорсуда в исправительной колонии № 6 Владимирской области, где Навальный отбывал наказание. Заседания по делу проходили в закрытом режиме. О передаче дела в Мосгорсуд стало известно ранее, 25 мая 2023 года. 20 июля 2023 года в ходе прений обвинение просило назначить Навальному 20 лет колонии особого режима, а Холодному — 10 лет колонии общего режима.
О возбуждении дела об экстремистском сообществе против политика и его сторонников сообщило в сентябре 2021 года главное следственное управление СК России. По версии следствия, Навальный создал «экстремистское сообщество» не позднее 2014 года. Для обеспечения деятельности этого сообщества он и его сторонники создали восемь некоммерческих организаций, которые стали «структурными подразделениями сообщества». Затем, «в целях расширения сферы преступной деятельности» на 37 регионов страны, в 2017 году руководители «сообщества» создали общественное движение «Штабы Навального», главой которого стал соратник оппозиционера Леонид Волков. На функционирование сети штабов собирались деньги — в частности, с помощью YouTube и эфиров на канале «Навальный LIVE».
В июне 2021 года суд признал структуры Алексея Навального и его сторонников — Фонд борьбы с коррупцией (ФБК), Фонд защиты прав граждан (ФЗПГ) и штабы Навального — экстремистскими организациями; в августе решение вступило в законную силу. Мы считаем это решение неправомерным (подробнее см. здесь). С точки зрения следствия, деятельность экстремистского сообщества Навального и его сторонников продолжалась и после запрета этих организаций.
В сообщении СК также говорилось, что «противоправная деятельность экстремистского сообщества была направлена на дискредитацию органов государственной власти и проводимой ими политики, дестабилизацию обстановки в регионах, создание протестного настроения у населения и формирование общественного мнения о необходимости насильственной смены власти, организацию и проведение протестных акций, перерастающих в массовые беспорядки».
Поводом для возбуждения дела по ч. 2 ст. 239 УК стала деятельность структур Навального по проведению публичных мероприятий. По версии следствия, оппозиционер создал некоммерческую организацию, с помощью которой призывал россиян участвовать в несогласованных митингах, зная о противоправном характере таких мероприятий и административной ответственности для их участников. Дело по ч. 2 ст. 151.2 УК было возбуждено из-за участия несовершеннолетних в акциях протеста, которые анонсировали Навальный и его команда.
Как утверждали соратники политика, дело по ч. 3 ст. 354.1 УК против Навального было возбуждено по следам инцидента, произошедшего в Волгограде в 2017 году, когда в оппозиционера плеснули зеленкой во время встречи в рамках избирательной кампании. Вскоре после этого в группе местного штаба во «ВКонтакте» был опубликован коллаж с покрытым зеленкой монументом «Родина-мать зовет!». Этот инцидент стал основой для преследования активиста Алексея Волкова — с нашей точки зрения, неправомерного. В 2019 году Волкова, ранее помогавшего Навальному с кампанией, признали виновным по ч. 3 ст. 354.1 УК, но освободили от наказания. Позднее правоохранительные органы, очевидно, сочли, что к распространению коллажа был причастен и сам Навальный.
Следственный комитет также решил, что Навальный лично имел отношение к публичным выступлениям двоих своих соратников: дело по ч. 1 ст. 280 УК против него завели из-за высказываний участника штаба в Уфе Рустема Мулюкова во время выступления против коррупции 12 июня 2017 года (в 2019 году суд признал его виновным по ч. 1 ст. 280 УК и приговорил к условному сроку), а по ч. 2 ст. 280 УК — из-за твитов оператора ФБК Павла Зеленского с резкой критикой власти (в 2021 году Тушинский районный суд Москвы приговорил его к двум годам колонии по ч. 2 ст. 280 УК).
На наш взгляд, аргументы СК выглядели неубедительно. Согласно примечанию к ст. 282.1 УК, под преступлениями экстремистской направленности понимаются преступления, совершенные «по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы».
Отметим также, что «экстремистское сообщество» — это сообщество, созданное для подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности. Однако цели, которые следствие приписало Навальному и его сторонникам, — «дискредитация органов государственной власти и проводимой ими политики, дестабилизация обстановки в регионах, создание протестного настроения у населения» — не относятся к числу преступлений экстремистской направленности. То же касается и неясной формулировки «формирование общественного мнения о необходимости насильственной смены власти» — преступлением экстремистской направленности является только публикация призывов к насильственной смене власти. Что касается такой цели, как «организация и проведение протестных акций, перерастающих в массовые беспорядки», то и здесь было неясно, о чем шла речь — если об организации протестных акций, то это не криминальная деятельность, а если об организации массовых беспорядков, которую Навальному и его помощникам никогда в вину не вменяли, то это не преступление экстремистской направленности.
Неясно также, почему вывод об экстремистском характере деятельности Навального и его соратников был сделан, в частности, на основании обвинений, выдвинутых по статьям, не имеющим отношения к антиэкстремистскому законодательству (ст. 239 УК, ст. 151.2 УК).
Кроме того, невозможно понять, каким именно образом Алексей Навальный был связан с выступлением уфимского активиста Мулюкова и твитами оператора Зеленского, равно как и с распространением коллажа с Родиной-матерью и зеленкой.