Карину Гарипову признали виновной в причастности к движению «Колумбайн», которое признано в России террористической организацией.
19 марта 2024 года Центральный окружной военный суд приговорил 18-летнюю жительницу Башкортостана Карину Гарипову к пяти с половиной годам колонии общего режима. Ее признали виновной по ч. 2 ст. 205.2 (пропаганда терроризма) и ч. 2 ст. 205.5 УК (участие в деятельности террористической организации). Помимо основного наказания, ей также назначили двухлетний запрет на администрирование сайтов.
О возбуждении дела по ст. 205.5 УК стало известно 13 июня 2023 года. Утверждалось, что в апреле 2023 года у 17-летней на тот момент ученицы 11-го класса одной из школ Стерлитамака изъяли личные дневники и компьютерную технику. Их изучение показало, что с весны 2022 года школьница переписывалась в соцсетях с другими подростками и пропагандировала среди них идею нападения на учебные учреждения. Согласно выводам экспертизы, она придерживалась идеологии движения «Колумбайн», запрещенного в России как террористическая организация.
В октябре 2023 года стало известно, что против Гариповой, достигшей совершеннолетия и переехавшей в Уфу для обучения в колледже, также возбудили дело по ч. 2 ст. 205.2 УК (публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма). По версии следствия, она отправила неизвестному во «ВКонтакте» несколько материалов, в которых организаторы массового расстрела в США «представлены привлекательно». По данным суда, она распространяла идеи «Колумбайна» в переписке с неким М. в мессенджере и при личных встречах с ним.
21 декабря 2023 года дело Гариповой поступило в Центральный окружной военный суд.
Напомним, «Колумбайн» — устойчивый термин, который используется для обозначения массовых убийств в учебных заведениях. Он происходит от названия американской школы, в которой в 1999 году двое учащихся — Дилан Клиболд и Эрик Харрис — расстреляли 13 человек и покончили с собой. По нашему мнению, хотя массовые убийства определенно требуют противодействия со стороны государства, запрет «Колумбайна» в России именно как террористической организации не имел законных оснований ввиду отсутствия сведений, позволяющих считать его единой организацией. Стоит также отметить, что в действиях «школьных стрелков» обычно отсутствует политическая составляющая, хотя федеральный закон «О противодействии терроризму» определяет терроризм именно как «идеологию насилия и практику воздействия на принятие решения органами государственной власти», «связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий». Кроме того, мы считаем этот запрет опасным, поскольку он может ослабить профилактическую работу со школьниками, находящимися в группах риска.
Добавим, что, если Карина Гарипова отправляла материалы о школьных стрелках одному человеку в личной переписке, неясно, почему следствие сочло ее действия публичными.