Новости по теме

Жительницу Самары приговорили к принудительным работам из-за видео с Мамаева кургана

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

Алену Агафонову, которая «пощекотала» монумент «Родина-мать зовет!» на видео, признали виновной по ст. 354.1 УК.

5 апреля 2024 года Волгоградский областной суд приговорил 23-летнюю жительницу Самары Алену Агафонову к 10 месяцам принудительных работ и двухлетнему запрету на деятельность, связанную с размещением информации в социальных сетях и на других интернет-ресурсах. Ее признали виновной по ч. 4 ст. 354.1 УК (осквернение символа воинской славы России, оскорбление памяти защитников Отечества). 

Дело Агафоновой рассматривалось в особом порядке, после оглашения приговора суд освободил жительницу Самары из-под стражи. До вступления решения в законную силу Агафоновой изменили меру пресечения на подписку о невыезде.

О возбуждении дела в отношении Агафоновой еще 23 июля 2023 года сообщала прокуратура Волгоградской области. На тот момент оно расследовалось по ч. 1 ст. 244 УК (осквернение мест захоронения) и находилось в производстве отдела полиции № 4 УМВД России по Волгограду. Позднее обвинение переквалифицировали на ст. 354.1 УК. 9 февраля 2024 года Следственный комитет отчитался о повторном задержании жительницы Самары, позднее Центральный районный суд Волгограда отправил Агафонову в СИЗО. 12 марта 2024 года следственное управление СК России по Волгоградской области сообщило о завершении расследования дела, 19 марта прокуратура региона утвердила обвинительное заключение, а спустя два дня материалы поступили на рассмотрение в суд.

Уголовное дело в отношении самарчанки связано с видеозаписью, которую она сделала 20 июля 2023 года на Мамаевом кургане. Она встала недалеко от памятника «Родина-мать зовет!» и стала двигать пальцами таким образом, чтобы зрителю казалось, что она щекочет грудь скульптуре. При этом она напевала популярную цирковую мелодию (марш «Выход гладиаторов» композитора Юлиуса Фучика).

Видео Агафонова выложила в сторис в Instagram. На него 20 июля обратил внимание крымский блогер Александр Талипов, после чего и было возбуждено уголовное дело. Агафонова принесла через СМИ извинения всем, кого мог задеть ее поступок. Позже, однако, она покинула Россию и была объявлена в розыск. По возвращении в страну ее задержали в одном из московских аэропортов, а затем доставили в Волгоград.

Поступок Агафоновой может восприниматься как бестактный и вызывать раздражение, однако уголовное преследование оправданно лишь в случае совершения действий, представляющих существенную опасность, чего в данном случае мы не видим: скульптура на Мамаевом кургане никак не пострадала. Напомним также, что в Замечании общего порядка № 34 к ст. 19 (свобода мнений и их выражения) Международного пакта о гражданских и политических правах Комитет ООН по правам человека выражает обеспокоенность в связи с законами о таких действиях, как, в частности, неуважение к флагу и символике. Что касается оскорбления памяти неконкретизированных защитников Отечества, то, на наш взгляд, криминализация деяний, определенных столь широко, не отвечает международно-правовым стандартам в области прав человека.

Обоснованность квалификации действий Агафоновой по ст. 244 УК также вызывала у нас сомнения. Она не только не нанесла ущерба захоронению, но и вообще не притрагивалась ни к скульптуре, ни, тем более, к могилам. Заметим также, что ранее уже был вынесен один приговор по делу о взаимодействии с изображением монумента «Родина-мать зовет!» в интернете: Алексея Волкова осудили по ч. 3 ст. 354.1 УК (публичное осквернение символов воинской славы России) за публикацию коллажа с этой скульптурой в зеленке. Волгоградские судебные инстанции настаивали на переквалификации дела по ст. 244 УК, но Верховный суд с ними не согласился. Тот приговор мы считаем неправомерным, поскольку коллаж не был направлен на пропаганду идеологии нацизма, а использовался в качестве наглядного средства политической критики.


Ссылки на данную статью [1]