Поводом для преследования Павла Степанова по статье о дискредитации армии стал его видеоролик. С чем связано дело об оправдании терроризма, неизвестно.
24 июля 2024 года Центральный окружной военный суд назначил принудительное лечение блогеру из Татарстана Павлу Степанову. Такое решение суд принял в рамках рассмотрения дела по ч. 1 ст. 280.3 УК (повторная дискредитация использования вооруженных сил) и ч. 2 ст. 205.2 УК (публичное оправдание терроризма в интернете).
Об уголовном преследовании Степанова стало известно летом 2023 года — 23 августа Советский районный суд Казани отправил его в СИЗО. Тогда Степанову в вину вменяли только ст. 280.3 УК, поводом для дела стал видеоролик «Государь Павелъ Александровичъ Степановъ Духъ истины всея Руси!», который блогер разместил в ноябре 2022 года во «ВКонтакте». В видеозаписи Степанов высказывался против проводимой в Украине спецоперации и критиковал российских представителей власти.
Позднее к делу добавили обвинение по ст. 205.2 УК. Что стало поводом для этого, неизвестно. Сам Степанов в письме из СИЗО сообщил, что по его делу была проведена психиатрическая экспертиза, по результатам которой его признали невменяемым. 26 марта 2024 года Центральный окружной военный суд зарегистрировал уголовное дело против блогера.
В сентябре 2022 года Степанова привлекали к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП (дискредитация использования армии): Пестречинский районный суд Татарстана дважды оштрафовал его на 30 тысяч рублей из-за комментариев с критикой Владимира Путина и действий российских вооруженных сил, в публикациях также содержались ксенофобные высказывания.
Мы полагаем, что введение в законодательство запрета на дискредитацию действий российских вооруженных сил и госорганов за рубежом явилось необоснованным ограничением права на свободу выражения мнения, призванным подавить критику политического курса властей. Поэтому преследование по соответствующим статьям (20.3.3 КоАП и 280.3 УК) за высказывания, не содержащие прямых призывов к насилию, мы считаем неправомерным. Поскольку нам неизвестно, почему Степанову предъявили обвинение по 205.2 УК, оценить правомерность преследования по этой статье мы не можем (о наших критериях оценки дел по ст. 205.2 УК см. здесь). Следует отметить, что некоторые публикации Степанова содержали антисемитскую риторику — с нашей точки зрения, правоохранительные органы имели все основания привлечь его к ответственности по ст. 20.3.1 КоАП (возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства) за такие высказывания.