Обвинение просило приговорить Игоря Кузнецова к четырем с половиной годам колонии по ч. 2 ст. 282.1 УК. Суд назначил условный срок лишения свободы.
26 августа 2024 года Мосгорсуд утвердил приговор, который 20 марта 2024 года Мещанский районный суд вынес томскому журналисту Игорю Кузнецову. Он приговорен к трем годам лишения свободы условно по ч. 2 ст. 282.1 УК (участие в деятельности экстремистского сообщества). Помимо основного наказания, ему назначили год ограничения свободы и четырехлетний запрет на администрирование интернет-ресурсов, организацию массовых мероприятий и работу в СМИ.
Дело Кузнецова находилось на рассмотрении суда с 13 октября 2023 года. В ходе прений сторон 4 марта 2024 года государственный обвинитель просил приговорить журналиста к четырем с половиной годам лишения свободы в колонии общего режима, назначить ему четырехлетний запрет на администрирование сайтов, работу в СМИ и организацию мероприятий, а также ограничение свободы на год. После того, как суд первой инстанции не удовлетворил эту просьбу, прокуратура обжаловала приговор в апелляционной инстанции, но не добилась успеха.
Суд счел Кузнецова причастным к экстремистскому движению «Левое сопротивление», созданному активисткой Дарьей Полюдовой. По версии УФСБ России по Москве и Московской области, Кузнецов и еще четыре фигуранта дела — соратник Полюдовой Кирилл Котов, житель Москвы Сергей Кирсанов, активисты Алена Крылова и Андрей Романов, «выполняли функциональные обязанности по обеспечению деятельности» «Левого сопротивления»: организовывали митинги, шествия и пикетирования, «направленные на дискредитацию органов власти и провоцирование столкновений с сотрудниками полиции», администрировали страницу сообщества «Левое сопротивление» во «ВКонтакте» и осуществляли пропаганду деятельности движения в интернете.
Согласно версии обвинения, Кузнецов провоцировал столкновения с полицией в Томске, а в августе 2019 года подал уведомление о проведении митинга, в котором ему отказали, несмотря на это «Левое сопротивление» все равно опубликовало призыв выйти на улицы. В ходе пикета Кузнецов демонстрировал плакат с надписью «Долой империализм Москвы и Пекина». Прокурор добавил, что именно Кузнецов предоставил Полюдовой права администрирования сообщества «Левое сопротивление». Во время рассмотрения дела сторона обвинения также заявляла, что Кузнецов причастен к призывам к насилию в отношении Владимира Путина, в том числе к призывам казнить его, и к призывам к выходу территорий из состава России и возврате Крыма Украине. Кроме того, Кузнецов призывал не оказывать помощь жителям Донбасса и не участвовать в вооруженном конфликте в Сирии, рассказал прокурор на одном из заседаний. Сам журналист утверждает, что не вступал в «Левое сопротивление», а в митингах участвовал, реализуя свое конституционное право.
Напомним, уголовное дело в отношении предполагаемых участников движения «Левое сопротивление» было возбуждено 8 ноября 2021 года. В конце 2022 года суд признал Дарью Полюдову виновной по ч. 1 ст. 282.1 УК (создание экстремистского сообщества) и ч. 2 ст. 205.2 УК (публичное оправдание терроризма в интернете) и приговорил ее к девяти годам колонии общего режима, прибавив три года к прежнему наказанию. Ее соратника Кирилла Котова суд приговорил к трем годам лишения свободы условно по ч. 2 ст. 282.1 УК (участие в экстремистском сообществе). Сергея Кирсанова суд в Москве отправил на принудительное лечение. Приговоры остальным фигурантам дела пока не вынесли. Андрей Романов на данный момент находится за границей — ранее он запросил политическое убежище в Финляндии. Алену Крылову в декабре 2023 года приговорили к двум годам лишения свободы.
Дарья Полюдова создала движение «Левое сопротивление» в 2017 году под лозунгами приверженности истинному марксизму, возрождения третьего «антисталинского» коммунистического интернационала и «демократической революции в России», которая начнется как «деколонизация регионов и народов России» и продолжится как «международная революция по освобождению всех народов и регионов планеты». Признание «Левого сопротивления» экстремистским сообществом, на наш взгляд, не лишено оснований: на странице движения во «ВКонтакте» действительно публиковались призывы к насильственному свержению власти. В то же время следует учитывать, что эта группа была малочисленной, пользовалась небольшой популярностью и, насколько известно, не вела никакой подготовки к реальной насильственной деятельности, а потому не представляла большой общественной опасности. Поэтому пропорциональность приговора лидерам организации вызывает у нас сомнения.