Поводом для преследования Андрея Малышева послужили комментарии во «ВКонтакте».
16 ноября 2023 года Самарский областной суд вынес приговор Андрею Малышеву по ч. 4 ст. 354.1 УК (оскорбление памяти защитников Отечества, унижение чести и достоинства ветерана Великой Отечественной войны, совершенные в интернете). Ему назначили наказание в виде двух лет лишения свободы в колонии-поселении с трехлетним запретом на публикации в интернете. 19 марта 2024 года апелляционный суд оставил приговор без изменения.
Малышева осудили за ряд комментариев во «ВКонтакте». В июне 2021 года в сообществе «Декоммунизация» он назвал «уголовницей» Зою Космодемьянскую. В декабре 2021 года под постом в сообществе «Новости Самары — Самара life» об открытии мемориала, посвященного «сотрудникам, которые проходили военную службу в ФСБ (КГБ) и были удостоены званий Героев Советского Союза и РФ» он язвительно написал, что «не знал,что во время ВОВ КГБ уже существовало», отметив, что эта аббревиатура появилась только в 1945 году, а также назвал упомянутых героев «очередной советской сволочью». В апреле 2022 года Малышев оставил комментарий в сообществе «Подслушано | Самара» под постом о проведении «Бессмертного полка», в котором назвал портреты ветеранов «дедами на палках» и иронически выразил недоумение тем, что в течение 70 лет «Бессмертный полк» не проводился. Наконец, в сообществе «РАСЕЯНСТВО» под мемом с автомобилем с накленной на него буквой Z, изображениями военных и подпсью «Спасибо, внук, за то, что мочишь этих с**», Малышев вступил в дискуссию с пользовательницей соцсети, в ходе которой отметил, что существование нацизма в современном мире означает, что «диды» не сумели его победить.
При этом, судя по приговору суда, изначально в деле фигурировали и другие публикации Малышева, в том числе о Гитлере и о Андрее Власове. Последняя была связана с дискуссией в комментариях паблика «Подслушано | Самара», где Малышев высказался за установку памятника коллаборационисту Власову как «герою битвы за Москву». Кроме того, у него дома были найдены флаг с изображением эмблемы танковой дивизии СС «Мертвая голова», кусок материи с изображением мужчины в каске и берцах, с битой, наносящего удар, а также книга «Черная гвардия Гитлера».
Мы должны напомнить, что уголовное преследование оправданно лишь в случае совершения преступлений, представляющих существенную опасность для общества. С нашей точки зрения, критика способов празднования Дня Победы сама по себе — если она не сопряжена с пропагандой насилия, ненависти или дискриминации — не должна становиться поводом для уголовного преследования. Что касается обвинения в оскорблении памяти защитников Отечества, то если речь идет о неконкретизированных защитниках, с нашей точки зрения, криминализация деяний, определенных столь абстрактно, не отвечает международно-правовым стандартам в области прав человека. В случаях, когда речь идет о покушении на репутацию конкретных ветеранов, спорные вопросы могут решаться в порядке гражданского судопроизводства. Поэтому сомневаемся в обоснованности преследования Федорова за те публикации, за которые его осудили. При этом не исключено, что комментарии с прославлением коллаборациониста Власова или иные публикации самарца, которые не вошли в приговор, на самом деле могли дать повод правоохранительным органам для закономерного преследования Федорова.